Сейчас случилась маленькая "трагедия": вернулся домой, полез по надобности за одной книжкой на верхнюю полку на шкап, ухватился за книги при этом на средней полке - они меня не удержали - я - хрясь! - и книги на меня тоже посыпались.
Ну не трагедия, разумеется, но забавно.
Это я вот к чему - у меня так случается: подумал - раз упали - надо сгребсти их в кучу и посмотреть - что там свалилось - знать судьба.
Случилось так, что на меня свалились книги с той полки, которую я каким-то чудом не разобрал (тогда руки не дошли) два года назад, когда железной рукой чистил библиотеку - и увозил на дачу мне не нужное (а также отправлял к маме, к брату и т.д.) - ибо для нужных мне книг места мало.
А на этой полке как раз самое что ни на есть ненужное лежит - т.н. "библиотека народов СССР" - бесконечные переводы на русский молдавско-румынских, узбекских, армянских и т.д. писателей. Не классические их вещи, а просто какие-то писатели прошлого и позапрошлого века, преимущественно советские, которые написали тонны страниц - на мой взгляд (именно на мой взгляд, не более) не представляющих совсем никакогой литературной, философской и исторической ценности. Приходится только удивляться - зачем моим родителям, дедушкам и бабушкам пришло в голову это собирать (впрочем - иногда это какие-то ненужные подарки и т.д.). Однако, это далеко не только в моей библиотеке так.
Ладно, я понимаю - всё это дело переводить на русский (это преимущественно переводы) и т.д. вроде как можно было из политических соображений (хотя я считаю такую политику вредной исключительно с точки зрения "имперскости"), допустим также - что из этих же соображений это можно было также издавать миллионными тиражами. Но зачем это тащить в свой дом?!
Причина где-то такая - так книголюбы пытаются открыть для себя что-то новое - может что-нибудь откроется в "современном польском романе", в "современном венгерском романе", в "современном филиппинском романе" и т.д. и т.п. Также и кинолюбы, например, - смотрят всякие "индонезийские фильмы", "нигерийские фильмы" и т.п.
Но практика показывает, что не в 99% случаев, а в ста процентах - никаких "открытий" сколь-либо интересных не происходит, зато голова забивается всяким мусором, полки тоже мусором (из-за котрого некуда положить даже Гёте или собрание сочинений (ПСС) Толстого), время тратится - и всё без толку.
Так вот - первая маленькая часть вопроса - имеет ли на ваш взгляд хоть какую-нибудь ценность такая литература? Если да - то какую?
2. Считаете ли вы, что к книгам иногда стоит подходить как к вещам носильным, например, - т.е. попросту выкидывать их как старые джинсы, а не тащить на дачу? Вообще для меня это проблема, я к книгам отношусь слишком трепетно - к любым. Может я категорически не прав?!
Просто выкинуть безжалостно - и всё.
Их, собственно - даже в библиотеку глупо дарить - ибо я просто не представляю, что кому-нибудь, если он психически здоров - придёт в голову это когда-либо читать - а после прочтения он не проклянёт автора, библиотеку и себя (себя - за пустую трату времени).
Разумеется - я не говорю про авторов маштаба Чингиза Айтматова - это другой вопрос. И Джамбул с Гамзатовым, даже если они не интересны с литературно-художественной точки зрения - безусловно интересны с историко-политической - они оставили именно историко-политический след в истории - важный для исторически образованного человека. Но есть ведь тысячи других! И этих тысячи, я уверен - не помнит уже никакой ни узбек, ни молдаванин, ни армянин, хотя в своё время они были "уважаемыми людьми", членами Союзов писателей, даже в правлениях там были, лаурятами бесконечных премий Ленинского комсомола и говорящими головами на митингах и собраниях.
И даже совсем не обязательно, что они писали про что-нибудь сугубо советское - вовсе нет. Там могли быть коллизии межполовых отношений в национальных деревнях, какие-нибудь придумки про историю, душещипательные истории про убежавшую овцу или собаку, описание страданий молодого художника или композитора и т.д. и т.п. Только художественной, литературной и исторической ценности, повторяю - вся эта писанина не имеет.
Вот скажите положа руку на сердце (и это я ещё более-менее "на слуху" имена назову!) - вы когда-нибудь читали Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова (я учился с его внуком в школе, кстати), тех же Джамбула и Гамзатова, поэта Фурката, Квитка-Основьяненко, Коцюбинского и т.д. и т.п.
Да неужели? ))) Если да - то готов спорить: зато вам не хватило времени хотя бы на 10% перечесть не только античных авторов, не только ВЕЛИЧАЙШИХ классиков китайской, японской, арабской, персидской, испанской, американской, латиноамериканской и т.п. литератур, не только все индийские, западноевропейские, финнские и т.д. эпосы, но даже и 10% произведений Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина, Куприна, Аксакова, Пушкина, Лермонтова, Бальзака, Диккенса, Гюго, Скотта, Стивенсона, Гёте и т.д. и т.п. - не говоря уж о всяких Салтыковах-Щедриных, Лесковых, Фильдингах, Буало, Низами и т.п.
Тогда не логичен ли вопрос - а зачем вы время так глупо тратили на Ауэзова? Вы разве не понимаете - что при этом потеряли?!
Словом - как вы считаете - может не тащить на дачу - а просто подойти к этому строго и справедливо: взять - и выкинуть?! Времени прочесть (если не жертвоать тем, о чём я сказал) это не хватит ни у одного человека, а между тем - эта макулатура является пылесборником и рассадником аллергии, не говоря уж о том, что занимает место!