Эрик Лобах (eriklobakh) wrote,
Эрик Лобах
eriklobakh

Categories:

Троцкий и РПЦ

Оригинал взят у colonelcassad в Троцкий и РПЦ


У товарища asnecto занятная статья на тему роли Троцкого в отношениях советской власти и РПЦ.

Троцкий как лучший друг РПЦ

А знаете, что у истоков нынешней РПЦ стоял лучший друг русского народа в целом и православия в частности стоял - кто бы вы думали?
Лев Бронштейн, столь любимый православной общественностью товарищ Троцкий:

После сильной моральной неустойчивости Патриарха Тихона, то боровшегося с советской властью, то наоборот, в 1920 Троцкий выдвинул идею рукопожатой дружбы с лояльной просоветской частью православного духовенства.

Идея, впрочем, была не нова и принадлежала А. Луначарскому, который совместно с бывшим архиепископом Путятой составил просто феерическую программу действий по созданию "народной церкви":

"признанию со стороны церкви...
1. Богоустановленности Советской Власти.
2. Правильности принципа отделения церкви от государства.
3. Полной согласованности коммунистического идеала с истинным христианством".


Но считая себя недостаточно компетентным, Луначарский предложил Ленину назначить для этого дела "неофициально от ЦК 3-е лицо". Таким лицом, похоже, и стал Троцкий, перехвативший инициативу от ВЧК-ГПУ.

В марте-апреле 1922 г. Троцкий подготовил в Политбюро записку, в которой писал, что в РПЦ отчетливо наблюдаются два направления: "черносотенное контрреволюционное" и "сменовеховское советское". И предложил "Давать в прессе... как можно более информации о движении в церкви... чтобы все вопросы не только церкви, но и религии поставить ребром" (Политбюро и церковь, 1922-1925 гг. Кн. 1. С. 312).

24 мая Троцкий пишет в Политбюро уже письмо:
"После отстранения Тихона во главе церкви стала группа обновленчески настроенных "молодых попов" - "центристов" и "левых" (Введенский, Боярский, Раевский, Белков).

Кстати, Ленин поддержал тогда Троцкого и при подготовке документов к майскому пленуму ЦК РКП(б) потребова исключить из проекта постановления 10-й параграф - о решительной борьбе с "попытками отдельных служителей культа создать новую организацию" РПЦ.

13 октября 1922 г. Политбюро постановило создать Антирелигиозную комиссию, которую возглавил - угадайте кто?
А 17 октября создана еще одна комиссия - Комиссия по проведению отделения церкви от государства при Политбюро РКП(б) - как ЕДИНСТВЕННО занимающаяся РПЦ - без ВЧК-ГПУ.

А ведь Дзержинский ну очень недолюбливал Церковь: "церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой... Наша ставка на коммунизм, а не религию...". Правда, чтобы не обижать Феликса Эдмундовича, Комиссии было рекомендовано "установить тесную и постоянную связь с ГПУ, отделом НКЮста и Агитпропом ЦК" (Политбюро и церковь, 1922-1925 гг. Кн. 2. С. 320).

Постепенно, к 1923 г. Троцкого оттерли от церковных дел и Комиссии, но и под эгиду ГПУ РПЦ уже не вернулась.
Идея "народной церкви" не состоялась, а вот раскол, который Троцкий видел и предсказывал еще в 1903-1905, - в полном блеске, который мы в полный рост наблюдаем и сегодня.

Но главное - Троцкий вывел все комиссии и органы, занимающиеся РПЦ, из-под "крыши" и компетенции ГПУ и ВЧК. Он фактически противопоставил ВЧК свою Комиссию по учету, изъятию и сосредоточению ценностей, а затем и ГПУ - Комиссию по проведению отделения церкви от государства Всё! Просто и изящно. Комбинация, по которой можно учиться и вставлять в учебники.

А ведь РПЦ так и не сказала ему спасибо, а вот помоями облить - завсегда.
Хотя... может быть, именно в этом кроется причина нынешней неприязни наших отдельных церковных духовных столпов к отдельным членам ЦК...?

По материалам статьи: Воронцова И.В. Л.Д. Троцкий и идея создания "Реформаторской советской церкви" (1921-1923).

http://asnecto.livejournal.com/416933.html цинк

Зело коварен был Лев Давидович.

Сама статья во http://www.nivestnik.ru/2010_2/06_vorontsova_3.shtml
Там весьма интересный вывод:

Все это позволяет предположить, что Троцкий в 1922 г. не вдруг и не случайно узнал от руководителей «обновленческих» групп Введенского и Белкова о существовании «нового религиозного сознания», а еще в первые годы ХХ в. определил для себя его возможности по реформированию РПЦ.
Таким образом, на наш взгляд, не будет слишком далекой от истины следующая версия. Троцкий в 1922 г. в борьбе против РПЦ рассчитывал в какой-то мере опереться на уже известные ему формы «реформаторства», вооружить «религиозно-реформаторскими» идеями представителей «сменовеховского духовенства». Это позволяло обострить «раскол» в РПЦ и ускорить ее ликвидацию. Понимая, однако, что «обновленчество» способно превратиться в «опаснейшего врага завтрашнего дня», он считал, что нельзя дать ему развиться и окрепнуть, что следует в какой-то момент пресечь это развитие, направить его к созданию «реформаторской советской церкви», способной в интересах партии большевиков влиять на население, в массе своей еще религиозное.



Subscribe

  • Парадоксы Русской истории

    Впрочем, парадоксы это только с точки зрения формальной логики, с точки зрения психологии тут всё допустимо - дети самовыражаются на родителях. 1.…

  • Опрос

    Есть вечное деление на тему «вы больше любите кошек или собак, кофе или чай, Толстого или Достоевского» и т.д. Ахматова ещё предлагала вариант…

  • О памятнике Дзержинскому

    Кстати, сейчас пришёл к очень интересному выводу. Вот с чем, собственно, у вас именно в художественном смысле ассоциируется эта скульптура работы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments