Эрик Лобах (eriklobakh) wrote,
Эрик Лобах
eriklobakh

Categories:

"Мадонна" и Леонид Брежнев

Забавно, но мне удалось услышать лязг железа и скрежет зубов совершенно тридцатилетней давности. Реально тридцать лет этого не слышал, а тогда я был пяти-семилетним мальчиком, - и невероятно заностальгировал...

Это в комментариях к посту, где вообще-то обсуждалась "Библиотека Всемирной Литературы", но вскользь был упомянут ГДРовский сервиз "Мадонна". Несколько агрессивных типов заметили мне, что "у них никакого фарфора никогда не было" - и чтоб я не врал, что "это было у всех". Причём это было сказано таким презрительно-аскетичным тоном, что подстрочно читалось, что не было не потому, что "не достали дефицит", а потому, что это для них такое прям "мещанство", что страшно даже подумать о сервизе.

Так в чём тут ностальгия? А в том, что всё своё детство я это слушал: моя мама тогда категорически протестовала (и папа её поддерживал, естественно) против своей мамы/(тёщи), т.е. моей бабушки - которая навязывала нам в дом (и довольно успешно, должен сказать) всякие эти сервизы "Мадонна", трофейный германский фарфор и чехословацкие хрустальные люстры (против ковров никто не протестовал - ибо ковры были любимы всеми и по статье "мещанство" не проходили, а хрустальные вазы не любил у нас никто, включая бабушку - и их не было, и спора не было; и я терпеть не могу хрустальные вазы).

Так вот - всё своё детство я слышал это "мама, ну это же мещанство!", на что моя бабушка абсолютно резонно замечала, на мой взгляд, - что мещанство - это делать такие замечания, а гости по праздникам должны пить и есть из сервизов с "классическим сюжетом", а не с теми фарфоровыми же, но разрисованными "под Кандинского" и т.п. узорами картинками, что любили мои родители, - и уж конечно не из модных тогда в среде полуфрондирующей интеллигенции глиняных горшков из Литвы - что тогда по сути эстетически противопостовлялись "брежневскому барокко" в виде этих самых чехословацких и ГДРовских сервизов с пасторалями. Совсем уж рьяные "борцы с мещанством", как видно даже из сегодняшнего треда комментариев - вообще никаким фарфором принципиально никогда не пользовались, даже "под Кандинского" (с этим авангардом, между прочим - тоже была очень хорошая серия из ГДР, и ещё одна из Чехословакии) - и наливали вино гостям в гранёные стаканы, надо полагать.



Да, так чем это всё закончилось? Моя бабушка давно покинула этот мир, увы, ушёл и папа, а вот у мамы хрустальная люстра из Чехословакии - висит теперь даже в ванной. И мне, кстати, кажется - что она очень даже туда подходит: ванная большая, люстра состарилась (это та самая люстра, которая висела в 70-е и 80-е в спальне у моих бабушки и дедушки) - и теперь это смотрится очень романтичненько. И пользуется теперь моя мама преимущественно фарфором с именно что "классическим рисунком", за мещанство это вовсе более не полагая.

И я думал - что это у всех прошло. Но, нет, не прошло - как видим:

http://eriklobakh.livejournal.com/1765841.html?thread=30471121#t30471121

Да, так при чём тут Брежнев в заголовке. А вот при том. Все эти пять сервизов "Мадонна" теперь у меня. Один парадный обеденный - с супницей и т.д., два чайных и два кофейных. Нет, вы не подумайте - что это было всё у нас в доме в советские годы - вот это было бы уже и правда чем-то ненормальным - если б в таком количестве. Просто в итоге я их забрал у одних дедушки-бабушки, у других дедушки-бабушки, а также наши. Мой брат даже хотел один из них выбросить - ибо он оскорблял его эстетическое чувство, хотя в принципе он против условного "барокко" ничего не имеет, просто время и обстоятельства диктуют ему другие пасторали на фарфоре.

И я этими сервизами не пользуюсь. Они все пять стоят даже не в "горках", а просто в кладовке. И мне дороги как память о времени, которое чётко ассоциируется у меня с брежневским периодом, к которому я отношусь тепло - ибо он и был тёплым. Но это для меня как бы музейные экспонаты, пользоваться которыми попросту не хочется из-за их "музейности", а вовсе не из-за цены денежной (да оно сейчас ничего и не стоит, наверное).

Сколько много могут рассказать эти предметы! Давайте начнём с очевидного.

1. Эта самая "Мадонна" и в самом деле была тогда фетишем. При чём и для тех, кто её себе покупал, и для тех - кто принципиально же от неё отказывался. В самом деле - ну чего отказываться? Я понимаю - принципиально не пить из "дорогого фарфора из Эрмитажа" - в этом действительно есть что-то не то. Ну как, по аналогии - я никогда в жизни, даже если бы я был супер-миллиардером, - не повешу в своём жилище предположим картину Рафаэля и вообще никакие шедевры "музейного уровня". Не потому что я не люблю Рафаэля, - очень люблю. Но мне кажется, что есть вещи и есть гении-творцы, которых Бог вдохнавлял на произведения ДЛЯ ВСЕХ. Просто нельзя у себя в личном кабинете спрятать вещь - которая для всех - ибо она для всех, а не для тебя. Она развивает всё человечество. Если ты не понимаешь величия этого предмета - то ты просто идиот - и зачем тогда его хранить у себя в тайне. А если понимаешь - то этот предмет сведёт тебя с ума, как Голума, - тогда тем-более нельзя.

Ценнейшие образцы фарфора "из Эрмитажа" - пусть это не Рафаэль - но суть подхода где-то та же.

А что с "Мадоннами"? Вообще-то - давайте честно: это фарфор качества среднего. Дрожать над ним - глупо.

Тогда что раздражает "борцов с мещанством"? Роспись картинками "а-ля Буше"?! А что такого плохого в Буше? Буше тоже гений. Злиться на ангелочков, пастушек и великосветских потаскушек периода Людовика Пятнадцатого - глупо.

Так вот - не плохой, но среднего качества фарфор с пасторальными картинками "под Буше" мог только в одном смысле несколько раздражать - своим несоответсвием сюжета "советским квартирам" (впрочем, у кого были большие квартиры с румынской резной мебелью, - там этот вопрос отпадал). Ну и что? Таких несоответсвий у всех почти и всегда много. Так любая фарфоровая статуэтка смотрелась - а их и в самом деле было полно у всех - у кого трофейная из Германии, у кого осталась от дореволюционной бабушки. И ведь эти вещи - даже если сами по себе вы не любите фарфор и Буше - добавляли даже не столько красоты, сколько теплоты. Ну вот как у Оруэлла в "1984", если читали - комнату главного героя делала живой всего лишь глупая безделушка, купленная в антикварной лавке. Да, может в чём-то глупая безделушка, но она одна противостояла в целом вещам куда как более не только страшным, но и пошлым.


2. Лишь повторюсь. Посмотрите - как важен этот предмет исторически! Он ведь был реальным фетишем, реально повсеместным, но ведь он был столь же громадным фетишем и для тех, кто "с этим боролся"!!! Ну вот казалось бы - сервиз и сервиз, чего орать и злиться? Орать про мещанство и т.п. Просто посуда из которой едят и пьют. Но ведь нет! - тут протест.

А в чём дело, товарищи? Вы не видите заведомой ненормальности в своём подходе? Вы считаете чем-то ужасным, что кто-то по праздникам и для гостей предпочитает "парадный сервиз" как знак внимания и как знак празднования? "У меня фарфора никогда не было". А чего так? Хорошо, если вы на своей свадьбе были в потёртых джинсах, а не в смокинге, - это можно принять за "модную позу" и чудачество артиста. Это нормально даже. Но если вы в Большой Театр идёте грязным и рваным - это просто нехорошо. Вот в чём штука.


3. Ну и самая интересная мысль - несколько более историческая, чем просто обсуждение данного сервиза. Вот просто безупречный по наглядности пример, хотя такого в истории полно.

А с какого лешего этот сервиз вообще называется "Мадонна"?! Там даже близко нет ничего религиозного в сюжете.

На самом деле я об этом глубоко задумался только сейчас. Что там в росписи? Я сейчас совсем точно не помню, я не дома, но на разных предметах около пяти сюжетов. Скорее даже не Буше, а Фрагонар. Иными словами - это было бы логично назвать по аналогии с ильфо-петровским гобеленом - "Пастушка". Просто пасторали с целующимися любовниками в париках вместе с овечками и корзинами цветов. В любом случае не "Мадонна".

Странно, да - что именно это название прижилось? Наверное - когда-то какой-то товаровед по принципу Сусанны из фильма "Самая обоятельная и привлекательная", называвшей "песочный кекс "Праздничный"" пирогом "Маэстро", - обозначила этот сервиз как "Мадонна", решив, что это название привлекательно с точки зрения подачи покупателю :) Ибо "Мадонна" у неё ассоциировалось с "дорогими картинами" )))

Да, тут есть элемент именно пошлости, пожалуй. В названии. Но ведь вопрос в том - что никто об этом не задумывался - и название стало народным не только в среде товароведов - но вплоть до профессоров и академиков - у которых "Мадонны" тоже были у всех (и не врите мне, что не было - я видел это у всех, а не только у нас дома - в семье не товароведческой совсем, хыхы), которые должны были знать - чем отличается Пастушка Фрагонара от Мадонны Рафаэля )))

Но прижилось! Как прижилась, например - "Лунная соната" к произведению Бетховена, которое вовсе не о Луне и даже не под воздействием лунной ночи писалось. И миллион таких примеров в истории.

На самом деле - тема интересная, но она отдельная и очень объёмная. Не буду её сейчас раскручивать, но если бы начал с точки зрения социальной психологии - то цепочка приблизительно ясна:

а) этот фарфор реально ассоциировался с красотой в принципе (а не просто с "красивыми картинами");

б) красота в русском народе ассоциируется преимущественно с живописью, а не с музыкой, например - ведь сервиз назвали не "Лебединое озеро", допустим, и не "Риголетто";

в) с "красивыми и дорогими картинами" ассоциируются преимущественно "Мадонны". Это не наши иконы с Богородицами при этом - у которых восприятие сугубо религиозное. А именно просто женская красота и богатство.

По этой же причине певица Мадонна ни у кого из нас не вызывает отторжения в своём самоназвании - ибо "ихние" Мадонны для нас - это на "наша" Богородица и Дева Мария, а просто "картина из дворца". А вот тут, дорогие друзья - мы явственно видим (вот, - реально!) смерть западного искусства в духовном смысле даже в его высших образцах! Гении эти творили именно что "иконы" для храмов - а получились картины для будуаров в народном восприятии. Пусть и для дорогих будуаров.

Нет, конечно, - Кандинский мог родиться только в России и быть только русским! Ибо его чёрточки и точки наконец дали западному искусству путь к спасению - хотя бы перед смертью, наполнили настоящим смыслом. Но, увы, ненадолго - дальше эти выражденцы извратили даже Кандинского...

Короче - вот сколько мыслей от одного сервиза; правда, поскольку их ОЧЕНЬ много - я записал их сумбурно и в одной куче - и текст вышел не стройным, но вы можете тут покопаться и найти каждый себе что-нибудь своё ))) Я ушёл из интернета на час, - дела, - а вы можете пока писать комментарии - потом отвечу.
Subscribe

  • Опрос

    Нет, я не думаю, что я ВЦИОМ и опрос тут у меня имеет значимое значение (пардон за тавтологию), в общем - это только мне интересно, и всё. Меня…

  • Обыдление

    Бесприменительно к санкциям из-за Навального, но вот чисто философски хотел вас спросить. Философско-психологически. Ну, там они санкции сегодня…

  • Парадоксы Русской истории

    Впрочем, парадоксы это только с точки зрения формальной логики, с точки зрения психологии тут всё допустимо - дети самовыражаются на родителях. 1.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 35 comments

  • Опрос

    Нет, я не думаю, что я ВЦИОМ и опрос тут у меня имеет значимое значение (пардон за тавтологию), в общем - это только мне интересно, и всё. Меня…

  • Обыдление

    Бесприменительно к санкциям из-за Навального, но вот чисто философски хотел вас спросить. Философско-психологически. Ну, там они санкции сегодня…

  • Парадоксы Русской истории

    Впрочем, парадоксы это только с точки зрения формальной логики, с точки зрения психологии тут всё допустимо - дети самовыражаются на родителях. 1.…