Ну какой-то такой день получился. Кстати, очень (просто очень) хороший день в смысле погоды, выходной и т.д. Может поэтому ещё произошло обострение у некоторых типажей.
В разных местах (я был в гостях в т.ч.) разные люди завидывали другим тоже разным людям по совершенно разным поводам: то дом шибко хороший, то семья шибко дружная и вообще нормальная, в общем всему подряд - как говорится "богатству, красоте и уму" и т.п. )))
В некоторых случаях мне становилось этих завистников просто реально очень жалко - ибо казалось, что если они так будут заполнять себя желчью - то прямо сейчас на глазах может случиться приступ желудочной язвы. Но жалость я никогда не демонстрирую (не путайте жалость с сочувствием) - ибо это оскорбляет тех, к кому испытываешь жалость, на мой взгляд.
Да, сразу скажу, чтоб не было непонимания - всё это вообще касается не меня (не ко мне зависть была адресована). Повторяю - в разным местах, просто вчера зависть как-то активно проявлялась почему-то.
В чём проявлялась? Да во всём. И это было заметно и понятно всем вокруг.
В дикой и совершенно ненормальной язвительности: красивое платье на женщине и замечательные украшения, причёска и т.д.? - значит нужно всю дорогу говорить какие-то гадости - как это платье не идёт, как украшения "на самом деле не смотрятся дорого", что делать такие причёски очень долго по времени и вообще это портит волосы...)))
Если красивый и вообще хороший дом - значит непременно нужно как бы случайно поцарапать дверь, случайно вылить чай на стену и даже, если удастся - попытаться случайно разбить самую любимую хозяйскую фарфоровую статуэтку или хотя бы чашку из парадного сервиза. Ну хоть что-нибудь.
На красивую клумбу - где уже что-то зацвело - и видно, что она будет намного красивее когда распустятся розы, нужно непременно уронить что-то тяжёлое или случайно наступить, а потом, когда никто не видит - высыпать пепельницу, а если удасться - ещё и повредить ту же самую розу ножиком.
Наконец - а вот это уже точно никто не увидит, но при таком подходе понятно, что большая вероятность этого имеется, - потыкать чем-нибудь острым в обивку мебели и наплевать (ибо реально нагадить экскрементами - сложно) во все возможные вазочки и т.п.)))
Наконец, уже совсем напившись, нужно всем сообщить "как бы в шутку" - как всех ненавидишь.
Ну, вы знаете - как это бывает; вчера я (и другие) просто это наблюдали в активной фазе, при этом, повторяю - всем было понятно - почему это происходит, а вовсе не из-за пьянства. И это ещё были вполне себе мелкие проявления, мы же отлично знаем - какие иные проявления иногда бывают.
И я решил поразмышлять об этом в принципе. И кое о чём и вас поспрашивать.
1. Что есть зависть в принципе? Наверное - все согласны, но может кто и нет (тогда я и хотел бы спросить у вас аргументы - почему не согласны), с тем, что зависть есть явление безусловно психологическое, реально существенная болезнь, ведущая и к язвам и к "порче кармы", а не социальное явление.
Просто хотя бы потому, что, как известно - богат не тот, у кого много, но тот - кому достаточно.
С точки зрения формальной логики абсурдно смотрится зависть со стороны владельца пятикомнатной квартиры в центре Москвы, а также дачи и т.д. - по отношению к владельцу дома, пусть и красивого. У тебя же тоже всё это есть - и стоимость пятикомнатной квартиры в центре Москвы - никак не меньше. Если говорить "об экономике". Так что тут нет логического "социального обоснования". А именно это (не важно - пусть в других вариациях) мы чаще всего и видим.
Более того - это заболевание я как-раз намного чаще вижу у людей именно богатых (так скажем).
И даже больше. Мне кажется - что тут дело вообще в пропорциях - и зависть проявляется (а иначе даже не может в принципе) при приблизительно "равных долях" - что особенно подчёркивает именно психологичность, а не социальность происхождения этой болезни.
Условно говоря - "владелец двухкомнатной квартиры" завидует исключительно другому "владельцу двухкомнатной квартиры", в крайнем случае трёх- или пяти-. Но уже не завидует условному "олигарху Михаилу Прохорову" - ибо те миллиарды не воспринимаются реально как "материальные блага" - ибо их этот "владелец двухкомнатной квартиры" никогда реально не трогал руками - и даже если видел "дворцы и виллы" - то они всё-равно воспринимаются абстрагированно. Зато сам какой-нибудь миллиардер, условный "Потанин" - вполне себе может завидывать тому же "Прохорову".
То же и со всеми остальными видами зависти. Например в карьере: майор МВД Васечкин может завидывать полковнику МВД Петрову - если тот уже получил погоны (да хоть орден), а Васечкин ещё нет. Но Васечкин при этом даже в принципе не завидует генерал-полковнику и начальнику Генерального Штаба Мышкину - ибо это тоже совсем другой маштаб. Зависть при этом просто в принципе отсутствует, Мышкин может вызывать иные эмоции, но не зависть.
С завистью по части красоты и здоровья - всё несколько сложнее, но принцип тот же. Хотя красота так относительно - что я это просто не понимаю: это как же нужно себя ненавидеть - чтоб завидовать чужой красоте?! Не говоря уж о том, что в общественном восприятии (возьмем в пример актёров и прочих артистов) красивыми людьми часто считаются ТАКИЕ "объективно" не красивые люди, что... И именно не "интересными" только, а КРАСИВЫМИ.
И зависть "к уму" я вообще не могу постигнуть - ибо на мой взгляд это просто абсурдное проявление этой болезни, но с этим часто сталкивался. Но вообще абсурдно совершенно: чтоб завидывать "он вот это понимает, а я нет" - нужно иметь представление о том, как это понимать, а при наличии такого представления - ты уже это понимаешь по сути. Если ты знаешь как решить какую-то задачу - значит ты её уже решил, а если не знаешь - то ты просто не можешь оценить уровень знания тех, кто умеет - и зависть тут абсурдна на мой взгляд, повторяю. Но вот однако же - бывает и такое. ///Тут нужно различать зависть к уму, о которой я говорю, - с завистью одного таланта к достижениям другого таланта: зависть Сальери к Моцарту именно как болезнь - очень понятна и прекрасно передана Пушкиным; именно на этом примере, кстати, - отлично видно всю страшность и дикость этого заболевания, которое - если диагностировал - нужно непременно сразу же начинать лечить///
2. А во всех ли случаях зависть - есть нечто плохое? Я, кстати, не даю себе однозначного ответа на этот вопрос.
Придётся взять личный пример, себя (иначе сложно будет объяснить).
Всю свою жизнь, и поныне - я был абсолютно лишён зависти к кому бы то ни было. Никогда и ни к кому, ни в чём.
Но всегда ли это хорошо? Скажем так - я хочу спросить - а допускаете ли вы (я не допускаю, но полной уверенности нет), что зависть, именно зависть - может быть стимулом к развитию?
Ведь в каком-то смысле моё полное отсутствие зависти можно объяснить не только тем, что "мне достаточно того, что у меня есть", но и большим самолюбием, точнее себялюбием.
"Ваня высокий и имеет прекрасные бицепсы потому что не ленится заниматься спортом каждый день"? - "ну и что, я вообще-то считаю себя красавцем куда как большим и при проявлении минимальных усилий при желании - понравлюсь любой девушке намного больше, чем он, да и вообще кого хошь переплюну в этом смысле, - поэтому у меня нет никакой необходимости два часа в день потеть в спортзале - даже смешно об этом думать".
"Вася пишет гениальные стихи, Дима великолепно играет на скрипке, Олег стал доктором наук в 35-ть лет, написав выдающуюся работу-исследование, Ринат понимает "теорию относительности", Дитрих вычисляет в уме квадратные корни из каких-то там миллиардов, а я ничего этого не умею и не собираюсь" - ну и что, думаю я. Откровенно признаться (вот я же как-раз и говорю о своей нескромности) - я реально считаю себя гением в ряде областей знаний, и даже если в этих областях знаний, не говоря уж о не нужной и не интересной мне физике - я категорически никому не завидую, а только восхищаюсь - даже если выкладки этих людей нереально гениальны и признаны всеми. Ну и что - я-то себя в этом смысле люблю - и только сам же себе завидую если только (особенно когда что-нибудь очень умненькое придумаю, что мне самому нравится - тогда начинаю собой особенно восхищаться, хыхы).
В материальной смысле я просто категорически никому и никогда не завидывал и даже не понимаю тут предмета зависти просто не только потому, что "не бедный человек", но потому - что абсолютно неприхотлив - и одинаково могу ощущать комфорт и в замке, и в однокомнатной хрущёвке. Понятно, что мне деньги часто ОЧЕНЬ нужны, но это у меня никак не переносится на других людей, у которых они есть: можно потребовать поделиться, но зависти у меня к ним совершенно точно нет - не делятся - возмутительно, делятся - прекрасно, но само наличие у кого бы то ни было денег (или других материальных ценностей) - по отношению к самим людям, ими владеющим - моего отношения никак не меняют ни в какую сторону. Много денег у кого-то - хорошо, мало денег у него - тоже хорошо. Даже если не делятся - это их право, а жадность - предмет точно не зависти, а сочувствия, ибо это тоже психическое отклонение, болезнь.
Словом, даже "в очень богатом доме" - я испытываю только радость за хозяев, вдобавок помня о том, что мне и у меня дома очень хорошо, даже намного лучше, пусть и "не так богато".
Пожалуй - есть у меня полузависть в некоторых случаях, но всё-таки это не зависть, а просто страсть.
Я увлекаюсь коллекционированием много чего - и если у кого-то что-то из того, чем я увлекаюсь - есть, а у меня нет - я действительно прям могу с ума сходить. Потому что мне это тоже надо, хочу. И буду выпрашивать, выпрашивать подарить, продать или обменять до тех пор - пока это не произойдёт, либо пока со мной не поссорятся из-за моего надоедания, часто неприличного.
Но это страсть к самому предмету коллекционирования, а не к человеку, который им владеет. Никак моё отношение к нему при этом не меняется, ну совершенно. Зависть к самому предмету, повторяю (если это вообще можно назвать завистью) - но я же никак не думаю при этом хуже о том, у кого этот предмет есть, скорее даже наоборот. Нет зависти "к Диме, у которого великолепная коллекция костей динозавров" - я этим условным Димой восхищаюсь и крайне его уважаю как другого коллекционера, желаю ему и тайно, и явно - всяческих благ - и именно потому, что понимаю и уважаю. Но сама его коллекция при этом, отдельно от "Димы" - является предметом моей болезненной страсти, да. Видите тут разницу с завистью - или продолжить пояснять? Если не поняли - спросите.
Ну и вообще - что вы об этом обо всём думаете?
И последний вопрос - что нам делать с зависниками? Общение с ними - безусловно просто неприятно. С другой стороны - этой болезни подвержены слишком многие - и мы не можем отсечь их всех от своего круга общения.
Что делать? Всё время всем рассказывать врать, что на самом деле ты больной, уродливый, тупой бомж - чтоб их сердце радовалось? Во-первых, не хочется - зачем тогда время тратить, да это и не честно. Во-вторых, я не уверен, что это полезно и самим завистникам - это ж всё-равно что больному наркоманией - "из жалости" давать наркотики - т.е. усугублять болезнь. Не знаю.
И ещё - расскажите честно - а вы завидуете? Чему, как, когда - и как к этому сами относитесь? Понимаете - что это страшная болезнь, которую если запустить - то можно получить трагические последствия для психики, да и вообще для здоровья? Или находите - что иногда зависть (повторяю - ИМЕННО ЗАВИСТЬ, а не просто "стремление получить такой же или этот же предмет коллекции" - т.е. не в отношении к предмету, а в отношении к человеку) бывает полезна?
Вы не понимаете - что зависть - это в первую очередь ненависть или нелюбовь к себе, а вовсе не к объекту зависти?