О натюрмортах вспомнил.
Я очень люблю Сомерсета Моэма (кто не знает - это не художник, а писатель, английский писатель начала ХХ-го века, это он написал "Театр", ну вы все видели фильм по этой книге с полноватой (прямо-таки пышкой по сравнению с героиней Моэма) латышской актрисой в главной роли Джулии Ламбертс, фамилию латышской актрисы я забыл).
Так вот, у меня куча его любимых книг, а в частности "Рождественские каникулы". Сюжет пересказывать не долго, но книжка интересная - лучше прочтите сами. В двух словах - там англичанин, приехавший в Париж - из приличной и состоятельной буржуазной семьи, они там все такие типа культурные и образованные, короче - он знакомится с не совсем проституткой, но почти (во всяком случае не уличной проституткой, я даже не помню - где он её нашёл, не помню по сюжету книги, но точно не на улице); а эта особа - русская, из белоэмигрантов (это в конце 20-х гг происходит). Ну и в общем цель Моэма - показать невероятную духовность русских, и русских женщин в частности, очень сильно превосходящую духовность англичан - пусть и таких чистеньких, богатеньких и образованных.
Как это делает Моэм? Эти двое идут в "Лувр", англичанин умничает всю дорогу про "Мону Лизу" и всякого Тициана, ну или что там; а наша душевная и умная проститутка просит его заткнуться и ведёт англичанина к её любимому произведению в "Лувре" - натюрморту Шардена (я этот натюрморт, где, кстати, - не только хлеб с вином - отлично знаю и не люблю, между прочим. Моэм, разумеется, нафантазировал: русская проститутка описывала не совсем его, ну там точно не "хлеб бедняков" и т.д., но дело не в этом - Моэм это просто для книги так выдумал). И у этого натюрморта, на взгляд англичанина - абсолютно не значимой в "Лувре" картины - наша проститутка читает ему такую лекцию, несравнимую (при том, что это мелкий пример живописи) с его умничаниями относительно Леонардо и Рафаэля, - что любой читатель Моэма понимает: русские - высокодуховная нация, а англичане - болтливое г-вно. После этого начинаешь думать - что Моэм был не агентом МИ-6, как все знают, а хитрым агентом Сталина, рекламирующим Россию и русских. Я вот даже сейчас сбегаю - и найду вам этот отрывок, и процитирую... вот он:
"Это не просто каравай хлеба и бутыль вина, это хлеб жизни и кровь Христова, но не укрытые от тех, кто томится голодом и жаждой, и скупо раздаваемые священниками по торжественным случаям. Это ежедневная пища страждущих. Эта картина такая скромная, безыскусственная, человечная, исполненная сочувствия. Это вино и хлеб бедняков, которым только и нужно, чтобы их оставили в покое, позволили свободно трудиться и есть свою простую пищу. Это крик презираемых и отверженных. Она говорит вам, что, как бы ни были грешны люди, в душе они добры. Этот хлеб и вино - символы радостей и горестей смиренных и кротких. Они не просят милости и любви вашей; они вам говорят, что они из той же плоти и крови, что и вы. Они говорят вам, что жизнь коротка и трудна, а в могиле холодно и одиноко. Это не просто хлеб и вино. Это тайна жребия человека на земле, его тоски по толике дружбы, толике любви, тайна его безропотной покорности, когда он видит, что даже и в этом ему отказано."
Так вот, если уж ДАЖЕ русские проститутки так хорошо знакомы с живописью, в частности с натюрмортам!.. То я тоже решил кое-что в двух словах вам сказать на эту тему.
Вот что я сейчас делаю?! Готовлю блюдо на Новый год, от одного вида которого, и ДАЖЕ до того, как оно стало готово - текут слюни.
Друзья мои, а ведь это же Пост, самый настоящий Рождественский Пост! А я собираюсь не просто в ночь с 31-е на 1-е не поститься, но наоборот, как и 90% из вас - делать что называется "богатый" стол. И ещё пить. И т.д.
Это, конечно, не смертный грех, но всё-равно стыдно. Так сказать - слёзы наворачиваются. Это часть русской духовности. Вот у Моэма эта русская проститутка - занимается проституцией, но высокодуховно рассуждает (и очень умнО, кстати; хотя это не тот конкретный натюрморт Шардена, а несколько видоизменённый Моэмом, конечно) далеко не о перворядной картине - что аж слёзы наворачивается.
А я что делаю? Готовлю мега не-постный стол на Новый год (в Пост!), делаю это нагло и настырно, даже по принципиальным соображениям. Но мне при этом стыдно, я об этом думаю - и почти плачу. Почти как в скабрезном анекдоте про "... и плачу".
И в качестве иллюстрации этого - я вспомнил и хочу разместить для вас репродукцию невероятно гениального по смысловой нагрузке натюрморта. Это реально мега-гениально.
Это натюрморт Питера Артсена 1551 года - и называется он "Бегство в Египет". И это действительно бегство в Египет Святого Семейства (кстати, тоже "околоРождественская тема"). Только его на картине не видно - оно на втором, точнее на десятом плане. А на первом - колбасы и прочая еда в лавке - сквозь которое за этим бегство глаз и наблюдает. Разве не гениально?! В духе того, что мы едим на Новый год.

P.S. С наступающими вас Новым годом и Рождеством! Совместите в этом году (это я вам желаю) - и материальное благополучие, и духовное совершенствование!