Эрик Лобах (eriklobakh) wrote,
Эрик Лобах
eriklobakh

Categories:

Зачем откопали Лаокоона (статую)?

Совершенно по другим надобностям рыская в интернете - наткнулся на презабавную статью культурологического плана некоего не известного мне г-на Гуськова, текст 1998-го года.

На 50% всё верно, на 50% - ахинея; но тема интересная сама по себе, текст написан я бы даже сказал захватывающе и читается с интересом, потому и рекомендую. Сам я его оцениваю как текст-пародию на модные вариации "альтернативной истории", но может Гуськов вовсе и не пародирует :)

***



Михаил Гуськов

Зачем «откопали» Лаокоона?

Как и кто «нашел» статую Лаокоона? Обстоятельства находки данной статуи дают повод по-новому взглянуть на некоторые исторические аспекты истории отдельных  европейских государств. Все это позволит более трезво оценить и сегодняшнюю Российскую политическую и экономическую ситуацию, а также понять, что «свободный рынок» - это самая опасная шутка, в которую может верить только законченный мерзавец или полный дурак.
Вот что известно: статуя Лаокоона была найдена в 1505 г. в Риме, на месте раскопок дворца императора Тита.  Об этом узнали «одними из первых» ваятель Микеланджело Буонарроти и архитектор Джулиано Сангалло и убедили папу Юлия II приобрести ее для Ватикана.

Попробуем смоделировать ситуацию, при которой скульптура «Лаокоона» могла очутиться в земле, на месте дворца Тита, и, со времен Древнего Рима сохраниться там до эпохи Возрождения, не будучи ни поврежденной, ни разрушенной.

Этих ситуаций может быть четыре:

1. Потеря интереса к ней в случае переоценки еще в Древнем Риме ее значимости с материальной или духовной стороны.

Интерес к статуе «Лаокоона» мог пропасть при изменении моды или идеологии. Но, в этом случае, интерес бы пропал к целому классу подобных вещей, и их, за ненадобностью, с центрального места стали бы передвигать все дальше к периферии и, наконец, задвинули в хорошо заглубленный чулан с крепкой кровлей и замурованным входом. Вычеркнули бы эти предметы из дворцовых инвентарных описей и со временем забыли бы и о чулане, и о них. В таком случае, рядом со статуей «Лаокоона» должны были бы быть найдены другие предметы, скульптуры и произведения искусства. Отсутствие рядом соответствующего набора предметов и произведений искусства говорит о том, что именно эта скульптура попала в какие-то чрезвычайные обстоятельства и именно к ней было проявлено особое отношение.

2. Изъятие статуи из общественного поля зрения в случае чрезвычайных обстоятельств.

На первый взгляд, кажется, что во время нашествия врага могла возникнуть такая ситуация, когда «Лаокоон» мог быть спрятан от нападающих, а потом забыт. Во всех подобных случаях эвакуировался, а потом обнаруживался целый класс предметов, о чем мы сказали выше.

Могла ли эта скульптура прятаться отдельно, в качестве особой ценности? Только в том случае, если бы она числилась самой главной храмовой или государственной святыней. Но статуя «гражданская», изображает жреца греческого бога Аполлона, следовательно, не могла прятаться в качестве римской государственной святыни. Кроме того, надо помнить, что государственные святыни в случае чрезвычайных обстоятельств для поднятия боевого духа граждан, всегда до последнего держатся на видном месте.

3. Изъятие статуи из общественного поля зрения в случае катастрофы.

Можно предположить, что в случае пожара, землетрясения или наводнения она, проломив пол, упала в какой-то провал и была забыта. В этом случае она была бы неизбежно серьезно повреждена. У «Лаокоона» есть только незначительные утраты: у каждой статуи отбита часть правой руки. Почему оказались «отбитыми» именно правые руки скажем ниже.

4. Изъятие «Лаокоона» из общественного поля зрения в случае хищения или в качестве «сокровища».
 
В качестве «сокровища» из дворцов обычно похищают более мелкие вещи или наиболее драгоценные части предметов искусства. Однако, против этой версии говорит уже то, что ее «нашли» на том же самом месте, на котором ее видел последний свидетель - Плиний Старший.

Господин Чекалин удивляется, каким образом 60-70% российских богатств оказалось у 0,3% населения. Мне кажется, по той же самой причине, по какой «Лаокоон» оказался «найденным» на месте «раскопок» дворца Тита. Подобным же образом «найдено» и «откопано» большинство древнеримских скульптур и предметов.
Рассмотрим обстановку, в которой они «отыскивались». Эпоха  Возрождения как бы заново открыла Древний мир. В борьбе с городами Италии и государствами Европы католическому Риму надо было вещественно доказать свою избранность и древность. Интересы Римских церковников и владельцев художественных мастерских совпали, ими был создан новый рынок - торговли «античными» произведениями, которые стали «находить» в огромных количествах.

Здесь уместно коснуться святая святых римского католичества. Что же изначально это такое? Почему Ватикан так тесно оказался связан с банкирскими домами, почему каждый крупный банкирский дом с такой настойчивостью пытался посадить своего представителя на папский престол? Особенно преуспел в этом банкирский дом Медичи.
Читатель никогда не задавал себе вопрос, что приносит самые большие прибыли?

Оказывается, самые большие доходы в истории человечества приносила и продолжает приносить торговля загробным существованием. Как только сложился рынок торговли загробным существованием, в эту сферу устремились самые предприимчивые люди. Возникла каста «святых» людей, продающих услуги по спасению души. Были разработаны соответствующие технологии производства «товара» и продвижения его на рынок. Естественно, изнанка всего этого производства и по сию пору оберегается самым тщательным образом. Можно сколько угодно писать об аморальных поступках римских пап, но не дай бог упомянуть о клане финансистов, стоящих за их спинами.

Проделка с «Лаокооном» - это и есть часть тех технологий, которые позволяют добиваться баснословных доходов. Аморально, скажете вы? А почему торговать «индульгенциями» считалось не аморально, а выдавать произведения итальянского искусства эпохи Возрождения за «античное» стало бы считаться аморальным? Чтобы подоплека «находки» «Лаокоона» стала понятнее, высветим несколько характерных эпизодов в истории  другой страны - Франции.

Как известно, банкирский дом Медичи добился фантастических успехов в продвижении своих отпрысков на папские и королевские престолы. Дважды дому Медичи удавалось породниться с французскими королевскими династиями.

Почему-то никто из историков не ставит в прямую зависимость резню Варфоломеевской ночи с деятельностью итальянских банкиров, которых привезла в своей свите Екатерина Медичи. Считается, что «протестантизм» это новое религиозное учение, которое протестовало против обрядов и нравов католической церкви. На самом деле французский «протестантизм» это протест местного дворянства и церковников против засилья итальянцев при французском дворе, которые начали вытеснять французов со всех прибыльных придворных и церковных должностей, а также сфабрикованными обвинениями в ереси и нелояльности к религии конфисковывать имения старинной французской знати и дворянства. Образовались две партии: итальянская, или «католическая», и французская, или «гугенотская». Борьба французского дворянства с этим засильем привела к гибели в 1589 г. династию Валуа и смерти всех отпрысков Екатерины Медичи. Однако вторая экспансия итальянского банковского капитала, возглавляемая домом Медичи, оказалась более успешной. В 1600 году итальянская партия принудила первого короля из Династии Бурбонов - Генриха IV взять в жены итальянку Марию  Медичи.

Парадокс: предшествующая династия Валуа закончилась в 1589 году детьми Медичи, новая династия Бурбонов в 1601 началась детьми Медичи. Последний король Валуа и первый король Бурбонов оба убиты фанатиками, наемными киллерами по-нашему. Почерк один и тот же. Мария Медичи стала вдовой сразу же после того, как король объявил ее регентшей малолетнего Людовика XIII. Начались реформы. Встав во главе Франции Мария, наряду с прочим, стала усиленно создавать во Франции рынок светской живописи и искусства, заказав Рубенсу серию огромных холстов. Французское дворянство поневоле было вынуждено втягиваться в разорительную гонку приобретения произведений искусства.

Вот что написано в книге Гоинга «Живопись Лувра», изданной в Нью Йорке в 1987 году издательством Stewart, Tabori & Chang,  в разделе «История коллекции»: «...кардинал Мазарини (итальянец, ставленник итальянских банкирских кругов- авт.) следил за всеми распродажами европейских коллекций. Именно ему (а также банкиру Эберхарду Ябаху) Франция обязана покупкой лучшей части коллекции...».  Почему же такую трогательную заботу к собирательству проявлял и Глава итальянской мафии во Франции - господин Мазарини, и интернациональный банкир Ябах, и руководитель налоговой политики страны министр финансов Кольбер?

Историки живописи всегда выпячивают только одну сторону искусства - художественную, по простоте душевной пряча в тень другую, не менее важную - финансовую. Заставляя нас оплакивать горькую  участь нищих художников всех времен и народов, они забывают осведомить нас, какие астрономические суммы прокручивались в мире бизнеса на искусстве.  Всегда упоминая разорившихся на меценатстве, они никогда не говорят об обогатившихся.

Неслучайно во Франции при инициативе кардинала Мазарини в 1648 г. была создана Королевская Академия художеств, которая разместилась в королевском дворце. Теперь пусть читатель представит, какое во Франции имелось огромное количество владетельных сеньоров: герцогов, графов, виконтов, и какие прибыли принесет торговля произведениями искусства, если каждый сеньор купит для своего замка несколько шедевров, созданных королевскими художниками или «настоящего» Леонардо да Винчи. Конечно, сначала, надо сделать, чтобы сеньоры узнали, кто такие Леонардо да Винчи и Рафаэль, и доказать необходимость отваливать бешеные деньги за раскрашенные клочки полотна. Леонардо да Винчи - гений, но платить за полотна всех этих итальянских гениев по тысяче золотых французские герцоги и графы не хотели.

Борьба Фронды с королевской (читай - итальянской мафией) властью в начале 17 века напоминала борьбу гугенотов в конце 16 века. Во Франции устанавливался новый мировой порядок - абсолютизм, главным проводником которого была Итальянская партия при королевском дворе, опиравшаяся на католическое итальянское священство и наемные войска, в частности, пресловутую швейцарскую гвардию.

Теперь продвинемся чуть ближе к нашей эпохе, чтобы во всеоружии последующих приемов фальсификаций произведений искусства вернуться к «Лаокоону». Тот же Гоинг пишет в «Истории Лувра», что инициатором создания многих Европейских государственных музеев был, как  бы вы думали кто? Ни за что не догадаетесь. Наполеон! Наполеон основал знаменитейший музей Прадо в Мадриде, Рейксмузей в Амстердаме, Пинакотеку Брера в Милане, Академию в Болонье - всего 15 музеев. Искусствоведы умиляются - какая благотворительность, какое покровительство изящных искусств. Полноте! Открывались форпосты  для последующей торговли произведениями искусства и пропаганде изящного образа жизни.

Директором Лувра во время Наполеона был шевалье де Нон, который во время революции стал гражданином Виван-Деноном. Ему Лувр обязан приобретением во время итальянских походов Наполеона недостающих образцов ранней ренессансной живописи. Гоинг сообщает: «В церкви францисканцев в Пизе он приобрел те произведения Чимабуэ и Джотто, которые и ныне открывают раздел итальянской живописи в Большой галерее. Каталог выставки, устроенной по возвращении Виван-Денона  (из набега по Италии - авт.) включил в себя... не менее значимые произведения Фра Анжелико, Филиппо Липпи, Лоренцо ди Креди, Доменико Гирландайо и Чима да Конельяно». Вроде бы награблено много ценнейших произведений. Не будем спешить с выводами. Почему-то после низложения Наполеона эти произведения, в отличие  от других произведений, конфискованных в других городах и странах, не были затребованы назад своими владельцами - церквями и городами Италии. «После падения империи  в 1815 году возврат награбленного был благотворным актом искупления. Когда компенсация завершилась, осталась ровно половина картин, взятых из Италии и происхождение которых было известно». Оказывается, sic! итальянцы не захотели забрать назад своих Чимабуэ и Джотто! Гоинг презрительно укоряет итальянцев: «Представители Тосканы отказались от своих шедевров, среди которых были работы Чимабуэ и Перуджино; их больше интересовали флорентийские инкрустированные мраморные столы». Мраморные столы забрали себе, а великих Чимабуэ и Перуджино оставили Франции. Причина, по которой итальянцы, не хотели забирать свои «шедевры»  могла быть только одна, ОНИ НЕ ПРИЗНАЛИ ИХ СВОИМИ.

Подведем итог нашим рассуждениям. Во времена Микеланджело еще не были актуальны нефтяные разработки. Однако, если бы кому-то пришла в голову идея получать из земли  прибыль, сопоставимую с нефтяными разработками, то едва ли бы этих людей что-либо могло остановить и, безусловно, они бы нашли поддержку своим устремлениям на самом высоком уровне. Ничего нет удивительного, что вместо современной нефти, ИЗ ЗЕМЛИ ЗАФОНТАНИРОВАЛИ ДРЕВНЕРИМСКИЕ СКУЛЬПТУРЫ, НЕ «ЧЕРНОЕ», А  «МРАМОРНОЕ ЗОЛОТО», благо спрос на античные скульптуры у всех владетельных особ Европы намечался огромный.  Предложение создает спрос, а спрос рождает предложение. Скорее всего и папа Юлий II не был чужд «политическим технологиям» и оказался способным воспринять идею пополнения церковного бюджета за счет расширения добычи «мраморного золота», благо при нем Рим стал центром ренессансного искусства. Находки древних шедевров доказывали извечную древность и культурность Рима.

Короче, финансовый змей опутывал, опутывает, и будет опутывать слабые души.

И напоследок, всякий знающий историю, глядя на «Лаокоона» должен помнить, что Бог Тор, когда захотел уничтожить волка, рожденного на погибель богам, вложил свою руку в волчью пасть, чтобы тот поверил ему. Когда волк понял, что его обманули, он откусил обманщику руку. Так же поступил и Сцевола и другие герои древности. Вот почему у всех трех фигур «Лаокоона» отбиты правые руки. Это потому, что согласно древнеримской мифологии и древнеримскому праву, карой  за ложь является потеря правой руки. И это же является знаком, которым участники обмана, связанного с созданием «Лаокоона» в качестве древнеримской статуи, сняли с себя ответственность за этот обман.

1998 г.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments