Вы же знаете мою слабость к этой трилогии Дюма, а третью часть - "Виконта де Бражелона" - иногда принято называть "Тридцать лет спустя". Ну вот на основе этой приятной, если не сказать священной для меня ассоциации, - я решил всё-таки взяться за перо, так сказать. Нет, в целом рассказывать про "декабрьское восстание 1986-го" года я не буду, это не входит в мои задачи. Просто - выборочно картинками опишу вам ситуацию, ведь я был там, был очевидцем, да и в целом информированный товарищ.
Виктор Шацких считает "декабрьское восстание" началом распада СССР. В принципе - я с ним не согласен, конечно. Хотя, задумавшись, - решил прийти к компромиссной формулировке: это было иллюстрацией периода конца.
Людям, не знакомым с событием, часто что-то нажжуживает в голову на тему "это было первым националистическим восстанием". Казахским.
Это бред. Причина протеста была сугубо местническая, а не национальная. Оскорблена невероятной и дикой тупостью горбачёвского Кремля была в почти такой же степени и русская (состоящая из татарской, малоросской, немецкой, корейской, еврейской и прочих не-казахских составляющих) часть управленческого класса (как теперь принято говорить - "элиты") Казахстана, как и казахская.
Начнём с того, что сначала Горбачёв сместил с поста Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана (и исключил из Политбюро ЦК КПСС) Динмухамеда Ахмедовича Кунаев. Да, в рамках "омоложения кадров" и т.д. Но должен вам сказать, что Кунаев вполне нормально воспринимался всеми в Казахстане всегда, как сейчас Назарбаев, например. Он был старым, но вполне работоспособным и талантливым дедом, отношение к нему было не как к Черненко. Короче, это отстранение было воспринято не слишком однозначно и совсем не с таким энтузиазмом, как другие на тот момент ещё популярные новые веяния типа перестройки и гласности.
Но это полбеды. Горбачёв назначил нам в Казахстан нового не просто русского Первого секретаря ЦК Колбина. Дело не в его русскости. Дело в том, что это пришлый хрензнаеткто из какого-то обкома (не то Челябинск, не то Куйбышев, не то Оренбург, не помню).
К национальному вопросу - хочу вам заметить, что отстранённый до этого Кунаев тоже был не казахом, а татарином.
Так вот: так не делалось. В третью по значению республику СССР не может ни Кремль, ни тем-более какой-то пятнистый хрен со Ставрополья назначать новых Первых секретарей, найденных где-то в Урюпинске.
Вы скажете, что раньше так было, и даже сам Брежнев там раньше был Первым секретарём, присланным туда ажно из Молдавии. Так то раньше. Раньше и в Тбилиси был русский генерал-губернатор, присланный из Петербурга. Но к 80-м гг 20-го века в республику СССР, а не в какую-нибудь вонючую автономию, - не присылались руководители откуда-то ещё. Не важно какой национальности, это просто в принципе не делалось.
Так мог оскорбить республику, короче вообще мог так поступить - только идиот. И он так и поступил: это был Михаил Горбачёв. Я уже рассказывал, что мне довелось прообщаться с Горбачёвым почти год - по пять часов в неделю минимум. И я понял, что никакой он не враг народа и даже не глупый человек. Глупость - это не то. Глупость - это не отстутствие ума, это такой ум. А у Горбачёва никогда не было не просто никакого ума, у никого никогда не было никакого мозга. В голове у него просто пусто и летают, бьясь об стенки сосуда, множество слов, которые во что-то складываются и прорываются наружу. Слушать это может быть интересно из-за особенно тех голоса и вообще речи. Но если вы всё это запишете и потом прочтёте, а я это несколько раз делал (я не сам за ним записывал, естественно, просто его конспектировали стенографистки всегда), - то поймёте, что всё сказанное даже не глупо, а просто лишено вообще какой бы то ни было смысловой нагрузки. Бессмыслица. Слова, составленные в случайном порядке.
Поэтому чем Горбачёв руководствовался при назначении в Алма-Ату Колбина? Да ничем. Он просто идиот. До чего дурак только ни додумается!.. И вот в этом смысле прав Виктор Шацких: эти события являются как-минимум иллюстрацией начала развала СССР, если говорить о роли личности в истории не только в положительном, но и в отрицательном контексте.
А после этого случилось то, что случилось. И не было это подавлено как в каком-нибудь Новочеркасске при Хрущёве только лишь потому, что сочувствие восстание получило у значительной части местной "элиты", если не вообще у всех в той или иной степени.
А что собственно случилось? Так я туда из школы бегал посмотреть, я же с детства был любопытным мальчиком.
На центральной площади собралось около тысячи (на самом деле не много) всяких казахских студентов и ПТУшников, которые скандировали "Казахстан! Казахстан!" и пели какие-то казахские песни, хотя их сроду никто никогда не знал, следовательно только по полкуплета (прошу мне не врать!). Всё это было окружено БТРами, милицией и армией, через какое-то время (через день) рассадили по автобусам и развезли кого-куда.
На следующий день их всех повыгоняли из институтов, однако наш пятнистый идиот всё-таки снял своего Колбина (не помню, кажется его в какой-то Минсельхоз в Москву забрали, где он и умер) и назначил местного Назарбаева Нурсултана Абишевича, которого мы и имеем честь любить и чествовать до сих пор на этом посту. Да, долгих тридцать лет...
Если огрубить - то это всё, больше ничего и не было.
Но тут начинается самое интересное и самое вкусное. Слухи. Именно потому, что я был свидетелем вообще всему этому сам лично - и событиям, и слухам, - я и люблю эту историю.
Ну, для начала - где-то раз в год я натыкаюсь на какую-нибудь статью, где "историки" рассказывают о "двух сотнях убитых демонстрантах и тридцати убитых милиционерах" (кстати, один погибший парень русский есть, но его пырнули ножом в автобусе, когда он начал орать что-то вроде "ах вы, казахские свиньи!", и было это вообще в пригороде Алма-Аты, к самим событиям не имело прямого отношения, но просто было следствием общей истерии). Оценки этому "факту" даются то одни, то другие, ибо с разных сторон пишется, но для меня всегда звучит одинаково абсурдно из-за полной лживости и тупости самого изначального посыла.
А дальше... Сколько же всего разного и тогда, и потом - я об этом слышал... От казахских националистов про "мы сами видели, как трупы восставших увозили грузовиками и скидывали в ров" до русских "они запирали русских женщин в сарае и поджигали". Слухи - всегда слухи.
Но просто данный мой текст затянулся - и я приведу лишь два примера. Один из них касается лично меня - поэтому я и не просто не осуждаю распространителей этих слухов, а понимаю причину этого, люблю, кланяюсь носителям и распространителям этих слухов, - только лишь прошу иногда остановиться и подумать критично о своих эмоциональных фантазиях (которые, впрочем, имеют хорошую и добрую основу: заботу о своих близких и соответсвующие переживания).
Сейчас к комментарию к посту Виктора Шацких познакомился с ещё одним своим земляком из Казахстана (давно живёт в России в Питере) Игорем Белоусовым. Отличный мужик, рассудительный, добрый и умный, насколько я смог понять.
И вот он такой значит (а там многие в комментариях начали рассказывать охренительные истории) пишет: "Да, да, и вот когда толпа казахов начала брать наш пятиэтажный дом (О!!! - Э.Л.), чтоб начать резать русских, к толпе вышел наш сосед-казах и защитил моих престарелых родителей от резни. А сам я тогда пребывал в другом городе в военном училище".
Я ему такой, - "Игорь, дорогой, ну зачем вообще говорить такую нелепицу? Казахи - "резать русских"?! Брать штурмом пятиэтажную хрущёвку?! (у нас же при восстаниях революционная толпа обычно берёт штурмом не всякие горсоветы, а жилые пятиэтажки, ну да!). Где хоть это было?!".
И знаете - что мне отвечает Игорь? "Да это у нас в одном районе Уральска". Уральска!!! На этом разговор потерял всякий смысл. Знающие - поймут. А не знающим - сообщаю: в казахстанских городах типа Петропавловска, Павлодара, Уральска - вообще никогда не было никаких казахов. Ну, не вообще, конечно, но процентов по пять, может десять и никаких таких проблем не было и быть не могло. Т.е. мне отлично понятно, что этого, тем-более в 1986-м году, просто в принципе быть не могло между казахами и русским (я не беру в пример уличные драки подросков, которые могут быть на основе чего-угодно, это другая тема), даже если бы казахов было бы 80% в Уральске, а не 5%. Но с 5% эта тема просто звучит вообще глупо.
Но Игорь Белоусов мне привёл аргумент, с которым я не могу не согласиться - "Мне это сказали родители, я не могу им не верить". А вот это вполне вероятно. Во-первых, пожилые родители сидя дома и питаясь какими-то телефонными слухами с другими старушками беседуя - могут и не такое выдумать. Во-вторых, этот слух выстроен сугубо в рамках русско-казахской дружбы: "сосед-казах вышел к толпе разбойников и защитил нас, спасибо тебе, Талгатик, дорогой!". Словом, и говорить не о чем.
И это было очевидно в разговоре с Игорем. Поэтому возникла неловкая пауза. И я вынужден был рассказать о личном примере, хотя он отчасти ещё комичней, чем "толпа казахов, штурмующая жилую пятиэтажку в Уральске". Но ничего страшного.
Я уже сказал, что и сам бегал со школы посмотреть - что там происходит на площади (мне было 11 лет). Дома никто об этом не знал, естественно.
И ВОТ УЖЕ ВСЁ ЗАКОНЧИЛОСЬ, протестующих просто развезли уже всех по ментовкам. На следующий (!) день моя любимая мамочка наконец-то тоже получила порцию слухов об этом о всём. И решила не пускать меня в школу "на всякий случай". Разумеется, к моему большому удовольствию. Почему сама она в тот день оставалась дома - я не знаю, может была на больничном или ещё чего.
Приходит к нам в гости моя бабушка (мамина мама). Для начала видит, что кухня уставлена кастрюлями с водой. Спрашивает маму мою о том, что это значит (я сам не видел когда вода набиралась). И моя мама ей говорит, что соседи (на минуточку - это была какая-то ажно генеральская семья) ей сказали, что "ЭТИ могут отравить водопровод".
Ответ моей бабушки был несколько нелицеприятен, поэтому полностью его цитировать я не буду, но суть его сводилась к тому, что бабушка выразила удивление тому - как моя мама смогла стать кандидатом медицинских наук.
Нет, вы не подумайте, что бабушка у меня какая-нибудь там идейная коммунистка и интернационалистка. Наоборот, урождённая Гаврилко Анастасия Дмитриевна всю жизнь была жуткой русской националисткой со всем отсюда вытекающим. Просто она была постарше моей мамы (остальные члены семьи, кажется, - вообще не очень этим вопросом интересовались: дедов и второй бабушки я при этих событиях в принципе не помню, мой старший брат тогда уже учился в институте в Ленинграде, а папа - так вообще работал в НИИ, который был на площади "где всё и было", и скорее всего на работе и находился).
Воду вылили, а меня отправили в школу. Правда, естественно, я сказал, что в школу пошёл, но сам прогулял: я же не дурак.