Top.Mail.Ru
? ?
Эрик Лобах [entries|archive|friends|userinfo]
Эрик Лобах

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про казахский язык и алфавит [Apr. 13th, 2017|01:45 pm]
Эрик Лобах
Наверное, я должен это пояснить хотя бы друзьям, поскольку эта тема оказалось живой, обсуждаемой, а все комментарии на эту тему, что я слышал и читал, - наредкость глупыми или поверхностными.

Поясню как алма-атинец, вдобавок - немного знающий казахский язык, в отличие от 50% казахов, которые его не знаю вообще, а мне было любопытно и интересно (я вообще люблю изучать языки, хотя без языковой практики всё позабывал).

Перевод казахской письменности с кириллицы на латиницу не имеет никакого отношения к российско-казахстанской дружбе и "отдалению Казахстана от России" от слова "совсем".

Это абсурдное и тупое предположение. К русско-казахской и российско-казахстанской дружбе имеет отношение только один вопрос: насколько развит сам русский язык в Казахстане. А он в Казахстане развит, является основным и вторым государственным (хотя это в законе называется "язык межнационального общения", но это то же самое).

Так что в этом смысле ничего не произошло и не предвидится.

А на каком алфавите пишутся казахские слова для тех, кто не знает казахского языка - не имеет вообще никакого значения абсолютно, хоть на арабском. Неужели не понятна эта простая мысль? Дураки, кругом одни дураки, совершенно не с кем работать!..



Не надо тут искать никаких "подковёрностей", тут их нет. Это имело и могло иметь только одно, и то очень незначительное, производственное значение раньше: какие печатные машинки (с какой буквенной клавиатурой) раньше для этого выпускались и закупались; теперь же в этом смысле это значения не имеет абсолютно, ибо все клавиатуры переводятся на другой алфавит одним щелчком.

Никто же из не знающих казахский язык одинаково не поймёт фразу "Адамдар мен тарап бiрiккен!" (это если я правильно перевёл "Народ и партия едины!") - каким алфавитом это ни пиши.

Так что в этом смысле обсуждать нечего, всё нормально и не произошло вообще ничего.

Иное дело, что я считаю, что это просто убьёт вообще казахский язык. Жаль. Но всё к этому и шло.

Ни с какими турками это казахов не сблизит, казахам абсолютно наплевать на Турцию, она их мало интересует в реальности, это просто немного фрондирующей моды только у отдельных лиц в Казахстане, не имеющей отношения к реальности. Турция слишком далеко и не связана с Казахстаном никак (и никогда не была).

Но просто язык и другие национальные особенности живут только тогда, когда в них есть хоть какая-то "принципиальная особость". Для казахского языка это бесспорно была кириллица.

А когда её не станет - все просто окончательно будут говорить только на русском, а писать только на английском, вот, собственно, и всё.

Ну и ладно.
linkReply

Comments:
(Deleted comment)
[User Picture]From: eriklobakh
2017-04-13 01:52 pm (UTC)
Конечно, ведь латинский алфавит - исконный казахский! )))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vvpan
2017-04-13 11:35 am (UTC)
Что то вы все сильно упростили.Главная причина намного глубже,продолжается процесс развала евразийского пространства.Против кого и кто заказчик,ясно как божий день.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eriklobakh
2017-04-13 01:53 pm (UTC)
С алфавитом я связи не вижу.

Наоборот! Это сильно ударит по самому казахскому языку, значит он ещё более будет вытесняться русским.

Я говорю именно про данную ситуацию, а не вообще.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_mashin
2017-04-13 11:41 am (UTC)
И когда последних русских, не дргадавшихся уехать, будут пилить циркулярными пилами, это тоже не будет иметь отношения к русско-казахской дружбе?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eriklobakh
2017-04-13 01:51 pm (UTC)
Как это связано с алфавитом просто поясните.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_mashin
2017-04-13 01:59 pm (UTC)
Так же, как связаны друг с другом все события в длинной тенденции.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eriklobakh
2017-04-13 02:01 pm (UTC)
Лично я тут вижу тенденции разновекторные.

Вы так говорите - будто они на арабский алфавит перешли.

На латинский. РИМСКИЙ. Как бы они "в Европу" не двигались бы - Россию им не перешагнуть.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: redneck_yankee
2017-04-13 04:58 pm (UTC)
Алфавит это всего-лишь повод показать средний палец от очередных небратьев.
Если бы Главный Светоч довел бы Русскую Весну до конца, Казахтан был бы сейчас просто регионом в составе новой РФ.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patritia
2017-04-13 11:51 am (UTC)

Вопрос, собственно, один:

А на хрена вообще было мутить этот переход? Так плоха кириллица? Латиница более точно передает фонетический строй казахского языка?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ramtamtager
2017-04-13 01:20 pm (UTC)

Re: Вопрос, собственно, один:

Казахским дурачкам кажется что они отчаливают в Европу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eriklobakh
2017-04-13 01:55 pm (UTC)
Ну это просто давняя мечта Назарбаева - "мировая унификация" и т.п., хотя в прикладном смысле это лишь добьёт казахский язык.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: interier
2017-04-13 12:42 pm (UTC)
тенденция намечается нехорошая. Вообще, любые изменения не несущие явной выгоды(а в чем у латиницы явный профит для нероманского языка?) есть гадость и повожение Сатане.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eriklobakh
2017-04-13 01:56 pm (UTC)
Да.

Но тут "часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо".

Ибо сам казахский язык это добьёт, а замещаться он может в Казахстане только русским.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: argumentx
2017-04-13 02:37 pm (UTC)
Не могут не пугать параллели. Хорваты и сербы. Поляки. Разговоры о переводе на латиницу на Украине и т.д. Один из опробованных способов вбить клин. Поди его потом вытащи.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eriklobakh
2017-04-13 04:28 pm (UTC)
Тут нет никакой связи!

Казахский и русский языки никак не связаны вообще.

Если б украинский переводили на латиницу - это другой вопрос, а тут-то что?!! Казахский от кириллицы никак не зависит - и понимание русского/казахского тоже.

Я б ещё понял - если б на арабский алфавит, это было бы сигналом. А в данном случае это не имеет никакого значения. Значение имело лишь для печатных машинок.

А так - это просто добьёт казахский язык. И замещение для него - только одно. Русский.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: karfagen87
2017-04-13 03:14 pm (UTC)

Честно говоря, я вообще за то, что бы эти снгшные страны, не только алфавит поменяли, но и вообще русский язык забыли( включая и незалежных)

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eriklobakh
2017-04-13 04:29 pm (UTC)
А я против.
(Reply) (Parent) (Thread)