Эрик Лобах (eriklobakh) wrote,
Эрик Лобах
eriklobakh

Categories:

Рецензия на киношедевр

Я отсутствовал три месяца в интернете вообще и в ЖЖ в частности - и за это время произошло чудо - неожиданно открыл для себя около десяти сериалов и фильмов высшего качества.

Это даже не удача, а именно чудо. Просто напал на жилу, видимо. Ибо обычно в год выходит ну два-три фильма максимум, которые мне нужны и устраивают по всем параметрам, а за предыдущие годы я пересмотрел их все уже раз по пятьдесят каждый. Каким образом вышло, что я пропустил эти 10 - не понятно. Обыкновенное чудо.

Ну так вот, решил по доброте душевной поделиться своими открытиями с вами. Fнонсирую, что в течении десяти дней буду размещать тут свои рецензии на эти киношедевры по одной.

Это будет первая.

Французский фильм 14-го года "Ришелье. Мантия и кровь" (ссылку дам в комментариях).

Сценарий в основном по теме маркиза Сен-Мара. Сюжет, конечно, вам всем известный: наверное фильмов двадцать есть так или иначе затрагивающих эту тему, да и в литературе отражено, а тут в сообществе, как я погляжу - публика подобралась грамотная и читающая.

Христианнейший католический пастырь кардинал Ришелье подсовывает в постель к Людовику Тринадцатому своего агента - метросексуального юношу Сен-Мара. В духе французских христианских католических традиций.



Подсовывает с той целью, чтоб выгнать из этой постели всяких баб, которые плетут интриги против Ришелье и его политики. Ну, тема с Сен-Маром известная, повторяю, она даже у Дюма вскользь упомянута, хоть тот и попытался деликатно обойти её суть.

У великого кардинала и министра операция удаётся, Сен-Мар занимает место в спальне у короля, тот выгоняет анти-Ришельевских дур и осыпает Сен-Мара небывалыми почестями.

Но, такие вот подстилки в политике, вообще в истории в 99,99% случаев, - всегда превращаются в пид@расов в плохом смысле этого слова. Причина проста. У нецензурного слова, обозначающего мужской половой орган (я не буду его тут произносить, но если кто-то из вас этого не знает - напишите мне в "личные сообщения" - я там вам его сообщу), имеется также такое значение, как "ничего". Если мы говорим "У него ... в голове", например, - то это означает "У него в голове ничего нет, пусто".

Наверное такое двойное звучание этого слова не случайно - и применительно к этой категории граждан является не только каламбуром, но и стопроцентной истиной, многократно проверенной, - поэтому я и написал в абзаце выше про 99,99%.

Почти сразу же Сен-Мар "кидает" Ришелье и начинает истеричные интриги против него, а потом и вовсе принимает участие в заговоре против короля.

Ну, да, некоторые авторы объясняют это тем, что оный Сен-Мар влюбился в герцогиню одну из числа противниц Ришелье - типа поэтому. Но с точки зрения этой логики можно объяснить максимум - интриги Сен-Мара против Ришелье, но никак не против короля. Словом, ничего это не объясняет на самом деле, по крайней мере ничего не оправдывает: пид@рас он и есть пид@рас. И иуда. Тьфу.

Но, когда Ришелье, после раскрытия заговора против короля, требует казни и для Сен-Мара, - Людовик очень страдает, пытается всячески того спасти, прощает этому ничтожеству всё подряд.

Типа, - "Надежда (как Вас по батюшке?), - может это любовь? - Кака така любовь? А вот така, любовь. - Ну, не знаю, Вы всё слова какие-то говорите, а у меня в груди всё всё жжёт прям, всё жжёт, как из печки жар глотнула".

В этом духе.

Накал страстей в фильме - в самом этом сюжете абсолютно пушкинский и шекспировский.

И вот этот сюжет до сих пор не ни разу правильно не экранизировали, на мой взгляд.

Во-первых, в предыдущих двадцати фильмах на этот сюжет - как-то вообще не очень отражено - что в данном случае означает "фаворит короля". А на самом деле в истории в тех же самых 99,99% случаев это всегда означает "то самое". Людовик Тринадцатый был бисексуалом. А Ришелье - сводней, но сводней, исходящей из интересов Франции, впрочем.

Во-вторых, самого Людовика всегда принято показывать каким-то дураком, слабовольным каким-то козликом. Если не овцой. Ну типа "на фоне Ришелье" и т.д.

Это бред. Просто выдумки и бред. То же самое попытались в историографии состряпать с нашим Николаем Вторым. Типа Николай - дурачок, а вот Столыпин и Витте - это хорошо. Ну, да, они случайно откуда-то появились, а Николай вообще не знал - чем занимаются его премьер-министры, откуда они взялись - и даже им мешал. Ага. Ну да.

Да глупости всё это, так не бывает.

И эти два наших великих государственных мужа выполняли указания Николая Александровича Романова и проводили его политику. И, разумеется, - с Ришелье и Людовиком Тринадцатым то же самое.

Более того - если бы это было не так, то реальный сюжет с Сен-Маром и его конечной казнью - просто лишался бы всякой логики. Критики и клеветники, лепящие из Людовика тупое ничтожество - не понимают, что вносят в своё утверждение логическую ошибку.

В этом фильме этот момент отражён просто безупречно, блестяще, исторически верно. Людовик и Ришелье - два великих государственных деятеля в истории Франции. Таким образом, а такое тоже часто бывает, через просмотр этого фильма по французской истории - вы сможете лучше понять и нашу историю, в частности очистите часть исторических лживых наслоений в виде шелухи с нашего Николая.

Вся трагедия ситуации здесь показана и исторически точно, и логично. Ведь это и предательство по отношению к Ришелье, а предательство великими людьми всегда очень тяжело переживается, и любовная трагедия у Людовика, и трагическое величие Людовика как государственного деятеля.

Наконец, при том, что все "деликатные моменты" в фильме названы прямо, но, вопреки современной моде, ни грамма пошлости и всяких там гомосексуальных сцен в фильме нет. Это очень приятно - и громадная заслуга создателей. Да, проводят все ночи в одной спальне - но пусть будет стыдно тому, кто подумает об этом дурно, так сказать. Никаких проникновений кинокамеры в личную жизнь.

"Суками" в фильме, что в данном случае и соответствует исторической действительности, да и элементарной логике, - являются только Гастон Орлеанский и Анна Австрийская. Впрочем, у них тоже своя правда, но с точки зрения сюжета этого конкретного - они "суки". Ришелье - гений и человек абсолютной чести и порядочности, хотя и сводник. Он просто делает своё государственное дело. Людовик - не менее велик как государственный деятель, и уж он-то точно не предаёт никого, даже свою любовь, но просто наступает на горло своей песне в угоду интересам государства. Собственно говоря, режиссёр даже Сен-Мара ни в чём особом не обвиняет, просто зритель понимает, что это ничтожество с ... в голове, поэтому и незачем было от него чего-то ждать, как говорится. Идеальная иллюстрация тезиса о том, что лучше иметь умного врага, чем тупого друга.

Всё предыдущее - это ода сценарию фильма. Но в фильме прекрасно всё. Фильм авторский, т.е. сценарист и режиссёр - одно лицо.

Декорации безупречны и аутентичны. Оператор прекрасен.

И это первый случай на моей памяти для "исторических фильмов", когда вообще все актёры идеально вписываются в роли, абсолютно идеально - внешне, по возрасту и т.д.

Даже Сен-Мар. Даже под эту (!) роль не стали искать современного плана вульгарного гея с подиума, а поставили типаж, похожий на метросексуала тех лет во Франции. Режиссёр и правда большая умница.

Актёры играют все прекрасно, но совершенно очевидно, что именно по указанию режиссёра делают это на полутонах, причём двухступенчато на полутонах. Сначала все-все-все, кроме короля - уходят в полутона, дабы подстветить то, что это типа в первую очередь трагедия для Людовика (хотя с другой стороны - а почему не для Ришелье? Он хоть и не гомик, но это же не означает, что он не любит Сен-Мара в нормальном смысле этого слова, всё для него делает. Ему-то каково переживать такое предательство?!...).

А потом режиссёр резко даёт и самому Людовику перейти на эти самые "полутона". Все истерики и страдания, слёзы и крики, стоны и инфаркты - уходят за кадр. И получается абсолютно выдающийся режиссёрский эффект - даже сексуально здоровые люди начинают страдать за Людовика. Это просто закон инерции - как если вы соскочите с едущего поезда - будете какое-то время лететь в том же направлении.

Но, поскольку нас, сексуально здоровых, - большинство, то это ощущение страдания Людовика быстро проходит - и моментально возникает основное послевкусие - вместе с трагедией Людовика мы, как молнией поражённые, но от того не умершие, а просветившиеся, - понимаем его величие как государственного деятеля.

Если вышло так, что это просто я случайно не видел этот фильм, а все видели - тогда извините за бАян. Но я как-то в этом сомневаюсь, иначе не понятно - почему об этом фильме никто не писал. Поэтому очень рекомендую, не пожалеете!
Subscribe

  • День скорби

    ...Только пусто на Земле одной Без тебя, а ты, Ты летишь, и тебе Дарят звезды Свою нежность...

  • Парадоксы в советском сознании и экономике

    Сегодня чуть даже не начали мне на повышенных тонах доказывать, что я не прав. Прямо кричали на меня! Пришлось пригрозить увольнением и таким…

  • (no subject)

    Как мне надоел Горбачёв! Кто бы знал!.. Сегодня в ленте. Никогда о нём СТОЛЬКО не слышал. Да забудьте уже о нём - как о Дзержинском. Хотя, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments

  • День скорби

    ...Только пусто на Земле одной Без тебя, а ты, Ты летишь, и тебе Дарят звезды Свою нежность...

  • Парадоксы в советском сознании и экономике

    Сегодня чуть даже не начали мне на повышенных тонах доказывать, что я не прав. Прямо кричали на меня! Пришлось пригрозить увольнением и таким…

  • (no subject)

    Как мне надоел Горбачёв! Кто бы знал!.. Сегодня в ленте. Никогда о нём СТОЛЬКО не слышал. Да забудьте уже о нём - как о Дзержинском. Хотя, в…