Эрик Лобах (eriklobakh) wrote,
Эрик Лобах
eriklobakh

Categories:

Богословское

В предыдущем посте речь шла об экранизациях классических литературных произведений, в частности о "Мастере и Маргарите". И я хочу развить эту мысль, по сути она будет не о литературе и кино, это богословский и философский вопрос.

Я думаю, что этот роман Булгакова бессмысленно экранизировать, просто не нужно, это просто книга, точнее - Просто Книга, прекрасный роман. Но не поддающийся экранизации в принципе.

По очень многим причинам, о главной я скажу в конце, а сначала мелочи.

Не помогут никакие новые компьютерные технологии. Вот, скажете, "Властелина колец" же хорошо экранизировали. Да, но это совсем не то. "Властелин колец" - это хоть и мудрый эпос и т.д., но это, тем не менее, - просто сказка. Всяких больших пауков, драконов и прочее - вполне можно, в зависимости от вкуса и фантазии - изобразить.

Но тут есть конкретный размер. Вот "большой паук" - это большой паук, и всё.

А как быть с Котом Бегемотом? Ну просто - какого он должен быть размера? Если больше, чем кот - то это не кот никакой, и уже не Булгаков вообще. А какие-то игры с размером - приводят к пошлости.

Но это совершенно не первоочерёдно, на мой взгляд. Наверное, как-то можно обыграть. Проблема для меня в другом (я допускаю, что не для меня одного).



Я реально очень верующий религиозный человек со своего советского детства, с младенчества.

Но я всегда верил в Бога и никогда не верил в дьявола.

Точнее, как всякому православному и любому другому христианину положено, - верил и верю, разумеется, но для меня этот персонаж никогда не был персонифицирован.

Бог для меня конкретен (тем более, что Сын воплотился в Человеческом теле), а дьявол для меня - это просто размытая категория, означающая "противодействие замыслам Бога". Ну, по типу что любое действие рождает противодействие.

Т.е. это просто сила сопротивления позитивному труду, и всё. "Временные трудности", так сказать.

Да, "трудности" могут быть самыми разными - болезни, усталость, плохая погода (повторяю - я просто упрощаю и обобщаю - для образности) и очень много ещё чего, но это не что-то конкретное и не какой-то конкретный враг, который гадит и с которым борешься. Трудности преодолевают, а не борются с ними, и они могут быть какими-угодно.

Я не сравниваю у себя в голове себя с Богом, разумеется, но опять же привожу просто умозрительный пример - для образности. Условно говоря - я хочу сделать что-то позитивное, но разные обстоятельства мне в этом мешают - начиная от моих личных недостатков и грехов (например - лень) и заканчивая нехваткой денежных средств для большого проекта, допустим.

В этом случае я абсолютно осязаем и конкретен - как Бог (повторяю, это просто образный пример, а не сравнение и сопоставление), а мешающие мне сотворить это нечто позитивное - это "обстоятельства", понятие размытое и не конкретное.

Вот именно такое у меня восприятие дьявола. А не в виде какой-то вонючей хрени с рогами, похожей на современного нам "либерала" с "Эха Москвы" или ещё откуда. И даже не в описании Булгакова, ну или там Гёте, Гуно, Врубеля и т.д. и т.п.

Ну не верю я в дьявола как в конкретность, и всё.

Поэтому я просто не понимаю в частности в этом случае - как его в фильме сыграть. Да никак. В лучшем (!) случае получится как УГ в виде образа, созданного в последнем фильме Басилашвили. Но, с моей точки зрения, - это и есть УГ, а никакой не дьявол.

Как вы считаете - это я не страшную ересь сейчас сказал? Даже интересно.
Subscribe

  • Парадоксы Русской истории

    Впрочем, парадоксы это только с точки зрения формальной логики, с точки зрения психологии тут всё допустимо - дети самовыражаются на родителях. 1.…

  • Опрос

    Есть вечное деление на тему «вы больше любите кошек или собак, кофе или чай, Толстого или Достоевского» и т.д. Ахматова ещё предлагала вариант…

  • О памятнике Дзержинскому

    Кстати, сейчас пришёл к очень интересному выводу. Вот с чем, собственно, у вас именно в художественном смысле ассоциируется эта скульптура работы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments