?
Эрик Лобах [entries|archive|friends|userinfo]
Эрик Лобах

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Первый за всю историю блогосферы ОТВЕТСТВЕННЫЙ флеш-моб [Jan. 23rd, 2019|12:23 pm]
Эрик Лобах
Я его придумал и решил подарить вам.

Поскольку он первый, по сути обучающий, не на знания и не на вкус, а на честность, то и устрою его на "самую обычную" и самую привычную тему - любимых книг.

Ну, вы помните - сто раз уже планету огибала волна с "назовите свои десять любимых книг" (ну или тридцать, например).

Меня всегда в этом невероятно раздражало то, что 99% процентов отвечавших были или абсолютно тупы, или, что вероятнее, - просто врали.

Ну, во-первых, под "любимыми книгами" подразумеваются, как я понимаю, - в основном те, что повлияли, помогли сформировать характер, были вехой в жизни. Т.е. за ВЕСЬ период жизни. И в этой связи более чем очевидно даже не учёному, а обычному человеку, что сказка, прочитанная в семь лет или приключенческий роман, прочитанный в двенадцать - в тысячи раз больше имеют отношения к "любимым книгам, сформировавшим характер", нежели какой-нибудь "Улисс" Джойса, который никто и не читал никогда, либо читал в состоянии сильного алкогольного опьянения, иначе это читать сложно в принципе.



Во-вторых, я просто в принципе не верю, что вокруг столько не просто любителей, сколько вообще читавших в принципе (дальше первых двадцати страниц) книги Марселя Пруста и т.д. и т.п. Но в 90% таких флеш-мобов непременно в любимых книгах какой-нибудь Гессе или Ибсен присутствует. Да я в общем даже и в "Иллиаду" никогда в жизни не поверю, что она у 90% может входить в список любимых книг. И не верю, что кто-то вообще читал и может любить "Божественную комедию", кроме круга специалистов по раннему Возрождению типа меня (но что-то вот в обычных беседах я таких не встречаю, а как в списке указать - та половина пишет Данте).

Поэтому этот флеш-моб будет ПЕРВЫМ, где отвечать придётся ответственно. А именно: авторам трёх вариантов ответа, которые мне наиболее понравились - от меня приз. Если человек живёт в Москве - то, скажем, бутылка вина. А если не в Москве - ну, не знаю. Могу написать хвалебный пост, допустим. Обсудим.

А авторов трёх наиболее на мой взгляд фальшивых или глупых вариантов - я просто забаню. Так что в этом и заключается ответственность. Чтоб просто так языком не мололи.

Разделим на две части: 10 самых любимых книг из мировой литературы и 10 из русской. Не потому что я такой патриот и т.д., что выделил квоту для русской литературы в 50%, хотя и патриот, конечно. Но просто это именно что логично для любого русского человека, имеющего душу очень нашу, русскую, российскую, но при том и общемировую. Поэтому "Обломов" в принципе не конкурирует с "Королём Лир", они взаимодополняют. Так что просто миру - земное, России - русское, и всё.

Итак, 10 книг из мировой литературы и 10 из русской.

Поясню критерии отбора.

Под книгой можно понимать, я считаю, - и некий комплекс. Ну вот у меня, допустим, - туда будут внесены новеллы Гауфа. Бессмысленно отдельно указывать допустим "Холодное сердце" или "Калифа-аиста". Ну всё-таки единое восприятие этих текстов присутствует.

Более того! Поскольку у нас издавалось часто сразу сразу по два или три романа в одной книге, при том даже разных авторов, - я готов пойти на некоторое смысловое преступление, точнее - вольное допущение, - и разрешить вариант типа " в одной книге "Остров сокровищ" и "Чёрная стрела" Стивенсона", хотя это не новеллы, а романы, совершенно не объединённые по смыслу и настрою никак. Но они часто издавались вместе, поэтому смешались в подсознании. И даже на первый взгляд совершенно не совместимые "Маугли", "Карлсон" и "Винни-Пух" - были изданы миллионными тиражами, у всех эта книга была и уж во всяком случае Карлсон и Винни-Пух во многом едины по настрою. Так что даже на такой тройной вариант я согласен.

И, естественно, можно всю трилогию про мушкетёров, а не по отдельности упоминать романы.

Но нельзя сказать "все пьесы Шекспира". Не потому что их не издать в одной книге и нам более привычен восьмитомник. У меня как раз есть и оксфордское ПСС Шекспира в одной книге. Но просто это слишком сложно, это слишком объёмно, и назвать это "книгой" нельзя. Так что выбирайте - или "Король Лир", или "Ромео и Джульетта", или какая-нибудь его "хроника".

Когда лет пять назад проходил такой же флеш-моб - меня потрясло, что политолог Евгений Минченко указал там в своём ТОПе книгу историка Утченко (кажется - Сергей Утченко) про Юлия Цезаря. Дело в том, что я тоже эту книгу читал, мало того - перечитал несколько раз, тоже в детстве - классе в пятом и т.д. Так что мне всё понятно.

Но это книга научная. Из этого флеш-моба научные книги исключаются. Даже античные - типа Светония и Тацита. Потому что в этом варианте на вас влияет не книга, а сам Юлий Цезарь, условно говоря, а это совсем не одно и то же. И никаких книг Дарвина и т.п., потому что там влияет не книга, а открытие Дарвина.

И религиозные, особенно священные книги, - прошу не упоминать в данном случае. Это другое.

Но и не обязательно сугубо "художественные" книги. Философские, какие-нибудь там "Так говорил Заратустра" - можно, конечно. Можно и что-нибудь типа "Государя" Макиавелли, хотя это, вроде как - не художественная книжка. Это принято называть нон-фикшн, но не все понимают значения этого термина. Тогда попытайтесь вникнуть в различие между научной книжкой и "Государем" - и поймёте.

Наконец, я требую и настаиваю на том, чтоб почти всегда вы писали очень короткое пояснение - а почему именно эта книжка. Не всегда, всегда это не обязательно, но почти всегда. Иначе возможны сильные недоразумения.

Ну, скажем, - тот же упомянутый мною Марсель Пруст. Я никогда не поверю, что столь многие, кто его указывает, в реальности вносят его книги в свой внутренний "ТОП", что он на них повлиял. Как я сказал - я даже не верю, что все его упоминающие - его читали.

Хотя сам я его люблю, мне он нравится. Не до уровня "ТОП-10", конечно, но нравится. Однако, если вы писатель - я поверю, что он входит в ваш ТОП. Тогда необходимо пояснение по типу "я писатель, а он научил меня писать". Тогда я поверю (хотя странно - писать он вас научил, а книг ваших такого уровня я не видел, гыгы).

Или ещё два примера, которые ТОЧНО требуют пояснений. Например, я в своём ТОПе укажу "Декамерон" и уже упомянутого "Государя" Макиавелли. Без пояснений тут никак, потому что может сложиться ложное впечатление.

Скажем, Макиавелли меня вовсе не политике обучил, как с политиком я с ним как раз во много не согласен. Но он меня научил говорить и писать то, что думаешь на самом деле, честно. Вот всё как есть, и всё. Вот что меня в нём заворожило.

И с "Декамероном" необходимы пояснения. Очень многие его читали в детстве, хотя многие стеснялись тогда говорить. Половое созревание, пубертатный период и т.д. А там много эротических новелл.

Я не понимаю - как на кого-то может повлиять эротический роман или даже порнороман. Это глупости. Даже если кому-то нравится "Философия в будуаре" де Сада. Нет, порнороман не может повлиять как книга, это вздор. Но Боккаччо на меня повлиял совершенно иначе - я научился себе и представлять, и описывать даже - мозаичную картину мира. Вот Сергей Абрамов называет мои тексты в фейсбуке (а я и беседы так веду, не только мои тексты такие) "слоёным пирогом". На самом деле у меня никакие не слоёные пироги. Мне просто нравится создавать мозаичный образ. Вроде как совсем разные составляющие. Вроде как между собой и не связанные. А мне кажется - что связаны и взаимо дополняемы. Простите за такое сравнение - но как четыре Евангелия, в которых дураки ищут противоречия, а умные люди - совмещают. Но научил меня такому образу мысли Боккаччо.

Ну и последнее. Очень сложно определить именно десять, естественно. Ибо их сотни. Но надо, иначе никак, таково техзадание. Поэтому никаких "ну и ещё пять назову". Только 10+10, и всё. Мой вам совет - не думайте долго и пишите сразу. Пусть это выразит лишь настроение данного момента, почему нет?

Итак - вот мои 10+10. Ваши варианты прошу оставлять в комментариях, либо, если будете перепощивать - в предисловии к перепосту. Не потому что мне нужно "нагнать трафик", я вообще не понимаю - зачем это люди делают, я наоборот бегу от этого. Но потому что лично мне для выбора трёх лучших и трёх, кого я забаню - нужно где-то сто вариантов ответов, а не всего шесть - чтоб я банил невинных трёх.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник повестей (сказок) Виталия Губарева - там "Королевство кривых зеркал", "В тридевятом царстве" и т.д.

Причина: обучился простому детскому советскому добру во всех вариациях.

2. "Евгений Онегин", Пушкин.

Обучил любить Бога. Вот такая у меня ассоциация.

3. "Детские годы Багрова-внука", Аксаков.

Просто как с меня писали, одни и те же воспоминания.

4. "Вишнёвый сад", Чехов.

Причина: обучил правильно любить историю России.

5. "Мастер и Маргарита" и "Белая гвардия", Булгаков

Я понял Советскую Россию как продолжение России дореволюционной - и именно в сочетании этих романов.

6. "Война и мир", Толстой.

Вот именно тут для меня "энциклопедия русской жизни", а не в "Евгении Онегине".

7. "Обломов", Гончаров.

Просто люблю этот роман. За язык и т.д.

8. "Игрок", Достоевский.

За чувство юмора в первой половине книги.

9. "Золотой ключик", А.Толстой

За формирование человека.

10. Сборник пьес Марины Цветаевой.

Просто люблю.

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. "Карлсон", "Винни-Пух", "Маугли". Я уже писал - что их издавали в одной книге.

Сформировали мой характер.

2. "Робинзон Крузо", Дефо

Научился структурировать домашнее хозяйство.

3. "Остров сокровищ" и "Чёрная стрела", Стивенсон

Стал взрослым, покинув детство, но оставив воспоминания.

4. "Маленьний принц", Экзюпери

Понял как нужно любить всех людей.

5. Трилогия про мушкетёров, Дюма

Сформировался мой характер и понимание политики.

6. "Государь", Маккиавелли

Научился говорить правду и только правду.

7. "Уленшпигель", де Костер

Сформировались мои взгляды на политику.

8. "Критика чистого разума", Кант

Ну, тут всё понятно, одна из книг, про которую думаешь "и как это он написал то, что я думаю - подслушал, что ли?". Я, вроде, всю свою жизнь - эту книгу и транслирую.

9. "Декамерон", Боккаччо.

Как никто помогает понять - что Бог создал мир не одноцветным, не двухцветным, а многокрасочным.

10. Вот теперь сам не знаю - как нарушить свою же установку. В голове крутится одновременно штук пятьдесят названий, и все кричат "возьми меня, возьми меня!". Не знаю - как быть. Сейчас, пока пишу этот пост, двадцать из них напишу на бумажках и вытяну жребий - пусть жребий решит...

Ну вот, самый странный выбор... Реально странный, ибо вещь отличная, конечно, но "по мощи" там на бумажках были большие шедевры.

И где Гоффман, где Бернард Шоу, где Бальзак? Наконец, почему только европейцы, где великие американцы, тоже меня формировавшие, где мои латиносы, где та же "Тысяча и одна ночь"? Где моя самая обожаемая книга последних лет - "Мартовские иды" Т.Уайдлера, где тот же Шекспир?!! Но жребий, так жребий. Почему бы и нет, опять же.

"Театр", Моэм

За обучение психологии.
linkReply

Comments:
(Deleted comment)
[User Picture]From: eriklobakh
2019-01-26 01:55 pm (UTC)
Прекрасно, но есть вопрос.

Ну неужели есть хоть один человек (из тех, кто вообще что-то читал), который как-то обошёл приключенческую литературу (Дюма, Вальтер Скотт и т.д.) - и ограничился в детстве фантастикой Жюля Верна?!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuri_p
2019-01-23 01:59 pm (UTC)
Русская литература

1. Гончаров «Обыкновенная история»
Роман, формирующий личность молодого человека

2. Достоевский «Идиот»
Показывает настоящую женщину, и Мышкин нравится

3. Чехов. Все произведения, включая пьесы
Доставляет удовольствие, причем всегда, хоть в сотый раз

4. Ильф/Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
Развивает чувство юмора

5. Зощенко. Юмористические рассказы
Опять же юмор

6. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Классно во всех отношениях

7. Макаренко «Педагогическая поэма»
Раскрывает суть коммунистических отношений

8. Катаев «Алмазный мой венец»
Такую литературу очень люблю и мог бы назвать десятку замечательных книг в этом жанре («альтернативного литературоведения»), но называю самую известную

9. Владимир Солоухин. Художественная проза (кроме антисоветчины)
Изумительно «вкусный» русский язык

10. Анчаров. Трилогия о творчестве («Самшитовый лес», «Как птица Гаруда», «Записки странствующего энтузиаста»)
И концепция хороша, и герои, и настоящая женщина имеется

Иностранная литература

1. Стендаль «Красное и черное»
Роман, формирующий личность молодого человека

2. Стивенсон «Остров сокровищ»
Роман, вызвавший целый шлейф сиквелов, фанфиков и альтернативок, в том числе и совершенно замечательный «Остров без сокровищ» Точинова

3. Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
Основоположник «попаданческой» литературы, которая сегодня переживает невиданный расцвет в нашей стране

4. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
Развивает чувство юмора

5. Ремарк «Три товарища»
Роман, формирующий личность молодого человека

6. Мештерхази «Загадка Прометея»
Альтернативное прочтение мифа. Сейчас многие так пишут, но Лайош был первым

7. Лем «Эдем»
Люблю почему-то именно эту вещь и перечитываю иной раз для души

8. Кобо Абэ «Женщина в песках»
Пусть будет этот роман, представляющий японскую литературу, которая в свое время произвела на меня большое впечатление

9. Райнов «Что может быть лучше плохой погоды?»
Имеются в виду, конечно, все романы о разведчике Боеве, в том числе и последний – «Агент, бывший в употреблении»

10. Майкл Коннелли. Детективы
Лучший, на мой взгляд, американский детективщик, потому что я читал все его романы, особенно нравится серия об адвокате Микки Холлере
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eriklobakh
2019-01-26 01:56 pm (UTC)
Интересно, конечно.

Но я часть и не читал.

И забавно, что в русской литературе - у Вас такой уклон в советскую.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuri_p
2019-01-26 02:27 pm (UTC)
Советская литература - мощное и непревзойденное явление. Одни многочисленные толстые журналы чего стоят!

Что касается "часть и не читал", не отчаивайтесь. Время еще есть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tornado_84
2019-01-24 07:50 am (UTC)
Русская литература.
1. Александр Пушкин. Всё, от прочитанных в детстве сказок до писем, дневников и черновиков. Любимое: "Евгений Онегин", "Капитанская дочка".
2. Николай Гоголь, поэма "Мертвые души".
3. Лев Толстой, Воскресение". Именно этот роман, а не "Война и мир" или "Анна Каренина".
4. Николай Заболоцкий. Все его стихотворения и поэмы умещаются в одном томе. Для меня - лучший русский поэт 20 века.
5. Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита" и "Театральный роман".
6. Федор Шаляпин, "Страницы из моей жизни", "Маска и душа".
7. Павел Луппов, "История города Вятки" (Киров, 1958). Популярный очерк по истории моего родного города.
8. Леонид Дьяконов, "Олень - золотые рога" (Киров, 1959). Любимая книга детства.
9. Всеволод Лебедев, "Вятские Записки" (Киров, 1957). Прочитал в детстве, не раз перечитывал позднее.
10. Аркадий Рылов, "Воспоминания" (Л., 1977).
Для последних 4-х книг я указал конкретные издания - те, что я читал.
---------
Иностранная литература.
1. Петроний, "Сатирикон". Сюда же можно добавить "Метаморфозы" Апулея, их часто издают в одном томе.
2. Лукиан Самосатский "О смерти Перегрина" и прочее.
3. "Тысяча и одна ночь". Конечно же, полное издание (для взрослых). Скабрезные истории - самые интересные.
4. Бенвенуто Челлини, "Жизнь Бенвенуто, написанная им самим во Флоренции".
5. Э.Т.А. Гофман, "Эликсиры сатаны".
6. Эдгар По, рассказы.
7. Франц Кафка, "Америка".
8. Г.Г. Маркес, "Сто лет одиночества".
9. Дж. Д. Сэлинджер, "Над пропастью во ржи".
10. Генри Пикер, "Застольные разговоры Гитлера".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eriklobakh
2019-01-26 01:53 pm (UTC)
Интересно. Правда.

Хотя я некоторые вещи совершенно не понимаю.

Например мемуары Шаляпина. Ну я их тоже читал и люблю. Но как это КАК КНИГА - может повлиять?

То же касается и застольных разговоров Гитлера - которые просто пустой трёп часами. Лучше бы он работу работал.

P.S. Ну и кучу книг про Вятку я просто не читал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tornado_84
2019-01-27 09:18 pm (UTC)
"Мемуары Шаляпина - как это КАК КНИГА - может повлиять?" -
Я вырос в таком мире - в российской провинции - где про дореволюционную историю в школе не говорили ничего хорошего. А тут, представьте, сын нищего, пьющего вятского мужика становится солистом императорских театров.
Кроме того, в моей юности вершиной музыкального искусства в моей среде считали "Битлз", "Дорз" и советский ансамбль "Аквариум". Да и сейчас у нас таких полным-полно - тех, кто считает гением из гениев Гребенщикова. Хотя даже в русском роке есть куда более интересные фигуры, например Петр Мамонов. А благодаря Шаляпину я научился любить русскую классику, русскую оперу, народную песню, церковную музыку.
Книги про Вятку - ? Ну вы же просили указать любимые книги. В детстве я читал немного, так что Дюма, Стивенсон, Киплинг, Жюль Верн прошли мимо меня. Вместо них я читал Леонида Дьяконова, Всеволода Лебедева и Бориса Порфирьева. Так получилось!
"То же касается и застольных разговоров Гитлера - которые просто пустой трёп часами. Лучше бы он работу работал". - Это чтобы он дела разгребал на русском фронте? Нет уж, спасибо.))
Одно время, в 90-е годы, среди моих знакомых были и поклонники Гитлера. Меня одолевало любопытство, как этот враг России и русских может вызывать такое обожание у русских. Из всего, что я мог найти на тот момент, книга Пикера оказалась самой интересной. Позднее я прочитал куда более содержательные книги по теме, те же мемуары Альберта Шпеера.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: orion_lithium_4
2019-01-24 07:12 pm (UTC)
Русская литература:
Иван Ефремов: Лезвие бритвы, Туманность Андромеды, Час Быка;
Михаил Булгаков: "Мастер и Маргарита";
Лев Толстой: "Анна Каренина", "Война и Мир";
Салтыков-Щедрин: сказки, "История одного города";
Андрей Платонов: "Чевенгур", рассказы;
Анна Ахматова: стихи;
Василий Ян:"Огни на курганах", "Батый";
братья Стругацкие: "Улитка на склоне", "Хищные вещи века";
Иван Гончаров: "Обыкновенная история"
Николай Гоголь: "Ревизор", "Записки сумасшедшего";
Александр Беляев: "Человек, потерявший лицо".
Иностранная:
Скотт Янг: "Новички-хоккеисты" (любимая книга детства);
Рей Бредбери: "Вино из одуванчиков" (прочитал в армии);
Туве Янссон: "Мумий-тролль";
Д.Р.Р. Толкин: "Властелин колец";
Д. Роулинг: "Гарри Поттер".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eriklobakh
2019-01-26 01:57 pm (UTC)
Вот неужели правда "Гарри Поттер" кому-то нравится как книга, а не фильм?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: orion_lithium_4
2019-01-26 02:25 pm (UTC)
Книга когда-то весьма впечатлила. Конечно, не всё в книге гладко, не все ровно, чувствуется, что седьмую книгу добывали из пальца, а также есть подозрение, что кое-где писали за г-жу Роулинг "литературные негры", но первые три книги - это вполне себе неплохая детская литература с простым сюжетом, с постоянными чпоки-поки, когда "нашелся к шарику горшок, а хвост ко дню рождения", но детям такое можно почитать.
Кино, особенно с 5-го фильма, поражало своей унылостью и серостью, да и раньше не всегда понимал, почему 30-летних героев (Люпин, Сириус, Снег и нек. др.) играли актеры предпенсионного возраста.
Конечно, я читал о вашем отношении к Роулинг, и согласен, что не во всем ГП хорош, но ГП раскрутили весьма мощно. Чувствуется, что люди постарались превратить простую книгу в "шедевр".

Edited at 2019-01-26 02:26 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: creator74
2019-01-25 02:53 am (UTC)
Я правильно понял, что надо указать в списке автора, где он фальшивит?
Ну, во-первых, Кант. Это прежде всего научная книга, что запрещено в данном опросе. И она - это не просто мысли, вдруг пришедшие в голову: мысли тут основываются на шедшей уже века последовательной, с сюжетом дискуссии. Это действительно некий научный синтез, и видеть в нём нечто романтически-близкое нельзя.
Далее, "Маленький принц". Я, конечно, не читал, но осуждаю. Книга, насколько я могу судить, на сто процентов надуманная и ханжеская, полностью укладывающаяся в рамки матрицы тн "гуманизма", то есть концепции, обосновывающей шкурничество посредством ханжески-благоговейного отношения к абстрактной шкуре вообще, якобы объединяющего всех людей. концепции антиморальной, антихристианской и просто вообще мерзкой своей лживостью.
Несколько удивляет соседство Стивенсона со всякими винни-пухами. Это ведь радикальные противоположности. Во втором случае - циничная и выхолощенная взрослость, играющая в детство. В первом - детство, побеждающее взрослость своей мудростью.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eriklobakh
2019-01-26 01:49 pm (UTC)
1. Я ж сказал - философию можно. А то бы и "государь было нельзя".

2. Глупости говорите. Про "Маленького принца". Впрочем, как и всегда в последнее время.
(Reply) (Parent) (Thread)