Top.Mail.Ru
? ?
Эрик Лобах [entries|archive|friends|userinfo]
Эрик Лобах

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Выставка двух картин. [Sep. 17th, 2019|01:53 pm]
Эрик Лобах
"Ритуальное убийство" Мункачи и "Урок анатомии доктора Тульпа" Рембрандта.

Мой замечательный друг Анатолий Кузнецов, напомнив мне об этих двух картинах, потрясающе сочетающихся друг с другом, буквально как диптих, напомнил мне о моей давней идее (ну, осуществить её можно будучи каким-нибудь там министром культуры и т.д.), что выдающиеся картины очень хорошо выставлять по две.

Вот не три, не пять, не двенадцать, не полный зал и т.д., а именно две.

И не одну! Вот в чём штука.

Мне это сложно объяснить. Точнее - сам себе я объясняю, но сложно это сформулировать.

Бывают выставки одной картины. Ну, условно говоря, министр культуры СССР Фурцева притащила в Москву "Мону Лизу", устроив из этого какое-то культовое событие, что до сих пор вспоминают, что какая-то там Раневская, бескультурная тупая баба-актриса - что-то там на этой выставке об этой картине говорила, будто кого-то интересует её мнение о живописи. Я не помню о чём там шла речь, кажется она назвала Мону Лизу красивой, но это в общем совершенно не важно. Полвека уже прошло, а это ещё вспоминают.

Я не про Раневскую, а про пример "выставки одной картины". Так вот. Ну, я тоже так иногда хожу на выставки одной картины. Или, скажем так - могу ходить в музей ради одной картины. Приду, сяду у неё одной, час просижу, произучаю, - и ухожу из музея.



Так вот. Лично я - НЕВЕРОЯТНО от такого устаю. Уверен, впрочем, - что не только я, это должно быть у всех так. Одна картина, если она великая - вытягивает из тебя все силы. Конечно, я поборю и "Мону Лизу", да хоть кого, но надо понимать - что они очень сильны - и борьба с ними сильно изматывает даже таких гигантов и аристократов духа - как я.

Ну и, разумеется, - не менее изматываешься - когда посещаешь выставку - где много картин. Ну вот привезли в Москву Караваджо - и аристократы духа просто стонут: пощадите, СЛИШКОМ МНОГО. Слишком много новых эмоций и впечатлений, ОЧЕНЬ тяжело. Ну или типа если кто-то никогда не был например во Флоренции, а приехал только на один день (я не про себя, я там много раз был). Ну КАК вынести посещение Уфицци за день? Это же смерть!

А вот две картины - совсем другое дело!!! Они друг у друга силы берут, между собой соревнуются, при том не устраивают толпу - и ты от толпы не устаёшь! Не устаёшь ни от одной сильной фигуры, ни от толпы. Гениально и идеально!

Вот и давайте начнём с выставки двух картин, предложенных Анатолием Кузнецовым. Они абсолютно сочетаемы и не нужно при этом каждую из картин обсуждать по отдельности. Люди на картинах разные, но один принцип, одна суть.

Обе картины писались для так называемых "профессиональных лиг" - в одном случае для врачей, в другом случае для раввинов. Обе картины изначально висели не в музеях, а в помещениях, где каждодневно обитали персонажи с этих картин. Увы, сейчас они висят не по месту назначения, хотя одной из них место в синагоге, а другой - если не в больнице, то по крайней мере в университете на медицинском факультете. Но, тем не менее - полотно Рембрандта теперь в Гааге в Маурицхёйсе, а шедевр Мункачи - в частном собрании живописи Петра Авена.

Итак, насладитесь:

1. "Урок анатомии доктора Тульпа", Реембрандт Хаарменс ван Рейн, 1632 год.

Центральная фигура картины — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека.

Труп на картине — Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.

Также на картине присутствуют старшины Адриан Слабран (Adraen Slabran) (второй слева), Якоб де Витт (Jacob de Witt) (склонился над трупом, вглядываясь в мышцы руки); лекари Якоб Колевелт (Jacob Koolvelt) (первый слева), Маттейс Калкун (Mathijs Kalkoen) (рядом с Витом), Франс ван Лунен (Frans van Loenen) (наверху), Якоб Блок (Jacob Blok) (перед ним), Харман Харманс (Hartman Hartmansz.) (с листком в руке)

2. "Кровавый ритуал", Михай Мункачи, 1882-1887 гг

Мункачи изобразил на картине своё представление о событиях 1 апреля 1882 года, когда в Венгрии перед праздником Песах пропала 14-летняя христианская девочка Эстер Шоймоши. Она была послана с поручением и не вернулась назад. После безрезультатных поисков было проведено расследование и депутаты венгерского парламента (Палаты Депутатов) в результате расследования пришли к выводу, что девочка стала жертвой религиозных еврейских фанатиков. Они обвиняли евреев в убийстве девочки и использовании её крови в Песах, который проходил 4 апреля. 4 мая мать девочки обратилась к местному судье с требованием провести расследование исчезновения дочери, сделав акцент на виновности евреев в ритуальном убийстве.

18 июня из реки Тисы около деревни Дада было извлечено тело, которое, по словам районного врача, могло принадлежать 14-летней девочке. В левой руке погибшая сжимала платок со светло-голубой краской, такой же, которую в день исчезновения купила Эстер. Многие опознали в ней Эстер Шоймоши. Тем не менее её мать решительно отрицала, что это труп Эстер, хотя после она узнала одежду своей дочери. Группа экспертов, в которую входили два медика — хирурги Трайтлер и Киш, а также кандидат на врачебную должность Хорват, заявили, что труп принадлежит женщине от 18 до 20 лет, которая умерла от восьми до десяти дней назад, согласно степени растяжения половых органов имела многочисленные половые связи с мужчинами, и никогда не занималась тяжёлой работой, так как кожа и ногти покойной удивительно нежные и ухоженные. Все эти положения не соответствовали тому, что покойницей была Эстер.

Депутаты венгерского парламента распространили заявление, что это тело неизвестной проститутки было привезено евреями и облечено в одежды Эстер Шоймоши, чтобы скрыть ритуальное убийство. Нескольких плотогонов, нашедших тело, потом заявили, что неизвестная еврейка дала им эти одежды, которые они надели на это тело. Были проведены новые аресты — в частности плотогонов Янкеля Смиловича и Давида Гершко.

Словом, потом арестовали где-то 15-ть евреев, половина из них сознались сразу, процесс длился 15-ть месяцев, но в дело вмешались Ротшильды - и обвиняемых отпустили "за недоказанностью". Поскольку "дело Бейлиса", "дело Дрейфуса" и "дело об убийстве Эстер Шомойши" - проходили в крупнейших европейских странах приблизительно по одному и тому же сценарию приблизительно в одно и то же время, то обсуждать тут в общем нечего - "всё понятно - что ничего не понятно": хрен с ними - Бейлисом-Дрейфусами, "но кто же всё-таки убил Нолестро" - вопрос остаётся.

Короче, - дело тёмное и запутанное, как видим. Как всё было на самом деле и что произошло с бедной венгерской девочкой Эстер Шоймоши - лично я не знаю и утверждать не возьмусь.

Михай Мункачи изобразил на полотне момент, когда евреи режут христианскую девушку, а раввин собирает кровь в тазик.

У Рембрандта меня на картине в первую очередь привлекает не деревянный доктор Тульп и не труп какого-то там голландского уголовника, а потрясающее изображение двух хирургов (у изголовья трупа), невероятный интерес к устройству человеческого тела в деталях у которых очевиден.

У Мункачи все раввины, собственно, - столь же банальны, деревянны и скучны - как и доктор Тульп. А вот масовка, особенно женская её часть - ну великолепно изображена гениальным автором! А что касается тела несчастной Эстер Шоймоши - то тут есть сказать лишь то, что венгерки в 14-ть лет выглядят уже как ого-го! Интересная нация всё-таки.



linkReply

Comments:
[User Picture]From: Pavel Pavel
2019-09-20 07:22 pm (UTC)
А где отзывы?
(Reply) (Thread)