Тоже в журнале Фицрой.
Относительно Кураева все согласны, а относительно Параджанова возник спор)
Я вынужден отказаться от продолжения этого диспута по ряду причин.
Во-первых, я реально с большим уважением отношусь к Петру Давыдову и не хотел бы, чтоб всё перерастало в длительный спор. Ок, сочтём это вопросом разных вкусов, о которых не спорят.
Во-вторых, меня уже три человека спросили на тему - «и что - теперь нужно смотреть ещё и ранние фильмы Параджанова?». Пётр Давыдов в пылу полемики всем рекомендует. Я же - человек незлобивый и бесхитростный, поэтому не смогу взять грех на душу и заставить кого-либо (пусть и невольно) это смотреть даже для того, чтоб ширнармассы (включая творческую интеллигенцию) убедились в моей правоте.
Собственно, просмотр этих фильмов, если человек, конечно, не спорит из принципа - «спорю потому что спорю», - сам по себе может поставить жирную точку в дискуссии. Ибо это ужасно. Но лучше просто так закрыть тему, не мучаясь.
Наконец, в-третьих, меня сильно позабавило то, что уважаемый Пётр, вроде как споря со мной, - ЕЩЁ БОЛЬШЕ УСУГУБИЛ МОИ ЖЕ СОБСТВЕННЫЕ АРГУМЕНТЫ. Т.е. я сути полемики-то не понял.
Я и так сказал, что до невозможности пошлый и вульгарный Параджанов, совершенно не приспособленный к режиссёрской работе, «выезжал» только на том, что «сдабривал» свою продукцию в частности христианскими мотивами - крупными планами икон, библейских текстов, кучкующихся армянских монахов и т.д., хотя это не добавляло вообще никакого смысла фильму. Просто так. Потому что тогда это была «полузапретная тема» - и «на любом показе голой женской груди можно было сделать кассу фильму». Это помимо того, что он просто не умел снимать фильмы в принципе.
Ну не его это дело было, он просто в буквальном смысле спекулировал антиквариатом, - вот этим бы и занимался. В лавке.
Однако, я презрительно высмеял это «протестное удобрение супа тонной разных специй» лишь на примере параджановского «Граната». Собственно, так подлые шашлычники нагромождают специи в тухлое мясо - чтоб сбить запах гнили. Либо глупые домохозяйки не умеющие готовить - пытаются проявить свою «оригинальность и тонкий вкус».
Я решил не перегружать свою статью и привёл лишь один пример.
А что сделал Пётр в пылу полемики? Привёл ещё один - из другого параджановского фильма - где в виду полной ничтожности киноматериала я даже не стал акцентировать внимание на этой пошлости.
Да, и в раннем этом самом фильме - Параджанов в советскую производственную драму «на цементном заводе» вставил и «грехопадение после откусывания яблока». Разумеется, кто ж этого не увидел?
Но если я что-то и понимаю под термином «пошлость», - то именно вот это вот. Полная несуразность и несоразмерность. Почему бы ещё во всех этих фильмах про цементные заводы и споры внутри комсомольских райкомов не вставлять например просмотр театральных постановок Вагнера? Что, ковка меча Зигфридом где-то как-то аллюзийно не соотносится со стахановской добычей угля? Соотносится.
Но я считаю такое совмещение пошлостью, при том пошлостью за гранью добра и зла, посильнее телепередач Петросяна.
А Пётр других аргументов и не привёл )))
P.S. Но я очень благодарен ПРАВДА очень уважаемому мною Петру Давыдову и за его внимание к моему тексту, и за ответ, и за вежливый тон. И за дружбу!
Очень рекомендую вам всем чтение его текстов в блогах и в СМИ, даже если малая часть из них мне кажется странной)
Спасибо!
Вот статья Петра Давыдова:
https://fitzroymag.com/cultura/paradzhanov-genij-ili-bezdar/?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=nachalos-vsyo-s-togo--chto-ya-prochyol-zamet