Они люди возрастные и советские, хотя весьма образованные (доктора наук) и успешные, поэтому музыкальный репертуар (ну, чего они слушают, когда у них гости) - преимущественно советский эстрадный, а не мой (я в основном слушаю только "классику"). Пугачёва, Высоцкий и т.д.
Елена Николаевна сама просто даже внешне похожа на Пугачёву, поэтому в принципе предпочитает её ставить. Я не архи-фанат Пугачёвой, но её в целом люблю и всячески уважаю, Пугачёва бесспорный гений. И слушаю всегда с удовольствием, особенно если ничего другого не предлагают.
И сейчас она звучала.
На песне Аллы Борисовны на стихи 90-го сонета Шекспира - Елена Николаевна вдруг произнесла - "Это любимая песня Эрика". Не уверен, что так, но, тем не менее, Елена Николаевна чётко уловила моё внимательное слушание не раз - пения этого сонета. Это правда так, хотя причина тут, скорее, философско-психологическая, а также литературная, а не музыкальная. И у меня будет к вам вопрос и просьба, надеюсь смогу объяснить, надеюсь на вашу помощь, по крайней мере просил бы высказывать свои продуманные мнения, мне это нужно (поясню ниже зачем).
Сонеты Шекспира я хоть сейчас и не помню все наизусть, но в юности именно наизусть и знал, при том не только на русском, но и на английском - мы просто по ним учили язык. Ну и вообще я Шекспира люблю, разумеется.
Как я всегда понимал этот сонет, какое у меня было от него "послевкусие"? Сонет очень сложный по содержанию, но мне всегда казалось, что Шекспир тут рассуждает фактически как государственный деятель и чуть ли не полководец. Я иначе этот сонет просто никогда и не воспринимал. На Шекспира навалилась масса проблем разного рода - "весь мир со мной в раздоре". При этом у него существует друг или подруга (тут всё-таки дело не в сексуальности Шекспира, давайте вообще не об этом сейчас, всё-таки это просто поэзия и поэтические образы, которым 400 лет), которые дороже всего ему.
И он просит оставить его именно сейчас. Зачем? А вот тут основа понимания сонета (понимания мною). Это будет величайшей из потерь. Но что это даёт? А всё просто - на этом фоне все остальные проблемы и вызовы станут просто ничем - и именно это даёт величайший шанс на победу на других фронтах, так сказать. Ибо на фоне этой потери - всё остальное просто глупости, которые легко решить. Прямо как Кутузов с Москвой. Конечно, потеря Москвы не ерунда, это вызывает адские муки, но "сберечь армию, потеряв Москву" - что-то в этом есть неглупое.
Шекспир - гений. Но, давайте честно: и Пугачёва гений в своей области. Дело тут во всём - сама тема, интонации, вибрации и т.д. - гений, создающая потрясающие образы и наводящая на массу мыслей. Она чуть ли не переиграла Шекспира своим исполнением.
Так вот. Именно у Пугачёвой потрясающе удаётся поставить под сомнение мою трактовку 90-го сонета Шекспира, я его аж раз десять сейчас перечитал и час над этим думал. Накал её исполнения - на каждом катрене (по-интернетовски назовём это словом "абзац"), однако, тем не менее, - я вижу больший акцент не на "оставь меня теперь", а на "оставь, но только не теперь". Она РЕАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ, которому (которой) удалось перенаправить мысль Шекспира на 180 градусов назад. Ангел пел её голосом и "будь со мною до конца" - вот мысль её песни, иначе её просто невозможно понять, хоть и ясно, что это просто истерика, но вот сухой остаток её истерики.
Возможно, и, в сущности, - это очевидно - в данном случае мы имеем лишь обычное бытовое расхождение - трактовка одной и той же мысли гением-мужчиной и гением-женщиной. Равновеликие трактовки. Но речь не о сексологии, а вот об инь, янь и вот обо всём этом вот (прошу вас - обойдёмся без сексологии на этот раз).
А теперь - при чём тут Путин. Так я, собственно, сейчас тружусь над своей книгой (дописываю, уже скоро-скоро), где 17-ть главный героев, две главы из которой о Путине. Вторую главу о нём я решил изобразить сквозь призму данного сонета Шекспира (спасибо Елене Николаевне, натолкнувшей меня на эту мысль!).
Последний год я прямо физически ощущаю у него - ровно эти же мучения, ровно этот же выбор, эту дилемму. Вот по самым разным аспектам, но тут ведь есть и основной - "если ты меня оставишь (не важно - о ком в путинском варианте речь) - это будет большей из потерь, - и я смогу победить!". Но и, опять же, - так и второй вариант решения проблемы - столь же правилен. Тут нет +/-, тут всё правильно, оба противоположных варианта. Особенно сквозь призму истории и веков.
Как вы ощущаете Путина - как инь или янь? Я не очень это понимаю (мне кажется - и он не понимает). Я за любой вариант, но только понимаю - что он в данном случае не совместим (да и вообще не совместим). Вот выскажете своё мнение, пожалуйста. Давайте произведём условное голосование (только с аргументами!). Я выберу победивший вариант в главе книги - и в любом случае представлю его в положительном аспекте.
Заранее благодарен!
P.S. Вот сонет Шекспира:
Уж если ты разлюбишь — так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром — утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда —
Твоей любви лишиться навсегда.
А вот исполнение Аллы Пугачёвой (понятно, что перевод Маршака она там наглым образом поправила, отчасти даже поменяв мысль типа в виде "твоей/моей" любви, но суть сохранила):
https://www.youtube.com/watch?v=hJ2TztdvIJg