Я имею ввиду - чтоб Шейлок был на сцене не невинной жертвой антисемитов, либо наоборот - не злобным каким-то там вексельберго-абрамовичем, плетущим чудовищные интриги, а вот именно так - как его писал и задумал и создал Шекспир - комическим шутовским персонажем с убогими мыслями, но с рядом серьёзных диалогов, каковые приходят в голову и на язык в жизни даже убогим и шутам (как и должно быть у любой шутовской роли в серьёзной пьесе).
Очень бы хотелось посмотреть такую постановку - всё-таки это ведь не только книга, читать мало, но и пьеса. Но только хотелось бы - чтоб поставили без дурацких фантазий - а по замыслу Шекспира: КОМЕДИЕЙ.
Комедией - где только две сильных актёрских роли - положительная у Порции (блестящей девицы из Возрождения) - и шутовская у Шейлока (которого должен играть комик), все остальные в этой пьесе персонажи - не прописаны, мало интересны - и вообще мишура.
А то ведь, повторяю - устраивают (что в кино, что в театре) из этого постоянно идиотические социальные драммы.
В постановке Михаила Казакова злые христиане специально весь спектакль только о том и думали - как бы уморить бедного еврея, других мыслей у них не было, уж какая там любовь...
В фильме с Аль Пачино (я почему вспомнил - ибо только что прочитал у друга впечатление от этого фильма - http://users.livejournal.com/_kutuzov/1336411.html, а сам раньше о нём тоже писал и высказал всё - что думаю - http://eriklobakh.livejournal.com/46167.html) - помимо того - что не просто христиане уморяют безвинную благородную овечку - Шейлока, так ещё и добавлено толейрантности с перебором - за счёт возникновения совершенно неожиданной дополнительной гомосексуальной сюжетной линии Антонио с Бассанио (а не снять ли автору этого фильма продолжение - где он сведёт в постели Шейлока с Антонио - или, чего доброго - со сбежавшим от Порции Бассанио - представляете какая драмма получится!).
И так - как эти два примера - сейчас преимущественно "Венецианский купец" и ставится. Но! А вот однако же! Я видел в Литве (в том театре играет один мой знакомый) постановку - где они как бы объясняли - что "ставят по правде" - и там у них Шейлок злодей такой, что все фильмы времён Геббельса нервно курят в сторонке, "Вечный жид" и "Еврей Зюс" просто становятся сионистской агиткой.
А с чего ТАКАЯ трактовка тоже, спрашивается?! Шейлок - ростовщик. Ростовщические мысли, действия, образ - всегда убоги и их правдивей всего и можно показать через шутовской образ. И даже серьёзные монологи Шейлока - это всё равно монологи шута и кривляки (в философском смысле).
Кто-нибудь поставит когда-нибудь эту пьесу - как должно - как комедию - светлую, лёгкую и весёлую - в которой всё заканчивается хорошо - и даже зло наказывается не так сильно, как оно того заслуживает?! Если режиссёры все так помешаны на еврейском вопросе - то ради того - чтоб сохранить саму пьесу - можно поступиться исторической правдой - и сделать из Шейлока не еврея а, скажем - эстонца. Эстонцы не обидятся хотя бы потому - что потом будут всем говорить - что Шекспир про них тоже писал. Но лучше не менять, конечно. Это я просто к тому - что режиссёров евреев много (а режиссёров эстонцев мало) - и они к этому вопросу не могут спокойно подойти в случае с Шейлоком, а если Шейлок будет эстонцем - то мы и сможем увидеть со сцены Шекспировский замысел во всей красе.