Эрик Лобах (eriklobakh) wrote,
Эрик Лобах
eriklobakh

Чтобы сколько-то отвлечься от других мыслей - все-таки напишу пост про спектакль - более недели назад мною посещенный.

Как это ни удивительно - в Российском Молодежном театре (что между Большим и Колонным залом находится) я был впервые в жизни. Были на то личные причины. Раньше в нем играла дама, с которой я расстался (перешедшая в него именно в период нашего расставания из другого театра) - потому туда и не ходил (ко всему, хоть она давно там больше и не работает - там осталось большое кол-во наших общих знакомых). Т.к. прошло уже около десяти лет, я решил, что это время достаточное. Оказался прав - знакомых там, в конкретном спектакле - во всяком случаи, задействовано не было.

Что сказать про теар вообще? Только сначала я подумал, что они грешат супер авангардными маразматическими постановками, воображая их за актуальные. Всмотревшись - я понял, что это не так. Проблема у театра в другом. Выяснилось - что даже маленькие роли там играют "известные актеры". В кавычках потому, что они известны только в лицо, а фамилий их (ей-ей!) я не помню. Дело в том, что они постоянно играют в каких-то телевизионных сериалах, снимаются в рекламе, но узнать их фамилии мне решительно негде. Их знает моя жена, котороя постоянно читает всевозможные "7 Дней" и помнит - кто на ком женат, кто с кем развелся, кто чья любовница, иногда мне об этом рассказывает, а на мои вопросы: "Кто это?" - всегда отвечает: "Ну как же ты не помнишь?!, - ведь он\она снимался\снималась в ..." - далее следует название сериала - и я только пожимаю плечами, т.к. последний (и единственный) сериал, который я посмотрел -был "Рабыня Изаура", но - если не ошибаюсь - это было году в 88-м. Так вот. Это создает некоторую проблему. Какая-нибудь девица, которая сыграла главную роль в сериале "Не родись красивой" ведет себя как прима, хотя должна бы играть, будучи просто молодой и милой девушкой, склонной к экспириментам. Впрочем, все недостатки все ж таки искупаются молодостью актеров - их кипучей энергией и веселым экспериментаторством.

Спектакль был "Лоренцаччо" - по Мюссе. Я хотел пойти именно на него, т.к. люблю Мюссе. Он такой же эстет и "денди" - как Уайльд, только без уайльдовского гомосексуализма, что его вообще положительно характеризует, но как писателю - дает огромное преимущество. Искусство определяется пропорциями - как мы знаем от Штирлица. А нервозность Уальда делала его эстетику зачастую вульгарной, а культурологические статьи крайне субъективными. Хорошо у него выходили сказки - т.к. они изначально требуют гиперболизации и пьесы, хоть они где-то и переходили из комедии в фарс, но не романы и стихи. Мюссе этого счастливо избежал.

"Лоренцаччо" - пьеса, основанная абсолютно на историческом сюжете. Двоюродный брат Алессандро Медичи - Лоренцо (это не Лоренцо Великолепный, а другой. После Алессандро герцогом стал Козимо - другой кузен Алессандро) убил герцога, как считается потому, что был тираноборцем, сочуствовавшим республиканцам. Саму книжку я читал очень давно - и хотел освежить в памяти.

Начало спектакля вызвало у меня ужас! Дело в том, что сам спектакль игрался в зале, а зрителей посадили на сцену. Изначально я подумал - как я уже сказал - что это идиотская режисерская задумка, вызваная желанием "поиска "новых форм". Оказалось, что это не так. Скорее это была придумка декоратора. Дело в том, что зрительный зал сделан так, что с небольшим добавлением колоннн и пр. в бель-этаж и выше - получается настоящая Флоренция. Декоратор вообще в этом спектакле оказался хорош - включая и костюмы! Одно лишь смущало - на сцене мы сидели на жестких скамейках и в спину дуло. Но для искусства я был согласен потерпеть. И ничего модного в постановке не оказалось - она была настолько "классична", что так ее могли поставить при Мюссе, но я к этому выводу еще вернусь.

Как понимал до просмотра спектакля эту пьесу я? Лоренцо-Лоренцаччо, будучи тайным республиканцем убивает, рискуя - разумеется - жизнью, своего тирана кузена и пытается призвать республиканцев и народ Флоренции восстановить республику. Однако - при жизни Алессандро ненавидевшие и боявшиеся (все по разным причинам) герцога его подданные не смогли "выдавить из себя раба" после его смерти - и республику восстанавливать не стали. Лоренцо оказывается неким Гамлетом\Альцестом\Чацким, новым Брутом - вокруг которого одни трусы. Это я так понимал-помнил до просмотра.

Лоренцаччо играл молодой и известный актер, фамили которого я не помню, но которого сто раз мельком видел по телевизору. Такой черненький кучерявенький. Вы его знаете. На протяжении всего спектакля мне его игра не просто не нравилась, а прям-таки раздражала. Играл он очень аффектированно, с огромным самолюбованием и небрежностью. Я предположил, что причиной явился малый профессионализм на фоне "звездной болезни". Что меня больше всего в этом бесило, так это то, что из-за этой игры терялся сам смысл пьесы. Для чего вообще было молодому повесе и раздолбаю (а при такой игре складывался такой именно образ) убивать своего покровителя герцога, если он просто раздолбай и повеса, а не идейный (пусть и тайно) тираноборец?! Раздражение копилось - и ничем не разрешилось. Злой со спектакля я и ушел. ... Несмотря на поздний час дома взял книгу - и решил перечесть пьесу.

Так что же?!!! Я обнаружил, что именно так все у Мюссе и было написано. Именно так - а я был не прав, запомнив все иначе. Просто что из этого выходит? Выходит - что пьеса дрянь, вот что. А почему? Вероятно - не помню когда Мюссе это писал, но вполне возможно, что в период очередных революционных волнений во Франции. В 1830-х или 40-х гг. Видимо Мюссе просто побоялся выпячивать республиканский момент из-за монархического аспекта. Или наоборот - не хотел обидеть французскую буржуазию, прототип которой (флорентийские республиканцы) в пьесе выглядит убого и жалко. И вот подлый Мюссе превратил из-за своей коньюктурности Лоренццо-Брута в Лоренцаччо-Придурка. Историческая личность Лоренцо, пьеса, впечатление от личности Мюссе - все это было бы испорчено, если бы не... Если бы Мюссе не был бы просто хорошим писателем. Плевать на его коньюктурность. У духОв и у вина существует послевкусие. Послевкусием от прочтения "Лоренцаччо" Мюссе - десятилетней или более давности прочтения - у меня остался светлый и красивый образ главного героя. Это именно Мюссе - надо полагать - и заставил об этом задуматься. Подспудно заставил.

И вернемся к спектаклю. Чем было вызвана такая игра на сцене? Тем, что режисер и актер, исполнявший главную роль - не понимали, что они играют? Может быть. Но это не важно! Важно то, что они дословно озвучили текст, не добавив ни одной интонации от себя - а это позволяет всем зрителям, желающим на эту тему поразмышлять - окунуться в это и подумать о политических перепитиях сразу трех эпох - периода Медичи во Флоренции, периода Мюссе во Франции и периода нас. В России. О перепитиях - и о том, как это влияет на совершенно разных конкретных людей.

Я всем рекомендую спектакль посетить!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments