Эрик Лобах (eriklobakh) wrote,
Эрик Лобах
eriklobakh

Category:

Твоей тоске положится предел, когда Творцу свои отдашь ты слезы

Мне всегда нравилось сожжение книг на кострах. Совершенно не могу понять - почему у некоторых "представителей интеллигенции" это вызывает такой невроз?! Это же крайне красочное действие, а при умелой постановке - ещё и искусство. Даже так - если "интеллигент" ужасается при сожжении книг и начинает верещать и вопить про "фашизм" - знайте - это не интеллигент, а тупой баран-образованец, не написавший в жизни ни одной умной строчки.

Я не в том смысле - чтоб какие-то книги полностью уничтожить, мне их жалко обычно, по одному экземпляру даже тех книг, которые пригодны лишь для того - чтоб на них ставить пиво и которые объединяет с жизнью лишь случайно оказавшееся на них пятно от этой самой пивной кружки - можно сохранить, но просто само действие красочно - и ради него можно пожертвовать порой сотней кг макулатуры.

Не только нацисты в Германии при этом вспоминаются, но и обожаемый мною Скалозуб, и Гоголь - да и много кто ещё.

Мы такое с друзьями дважды устраивали - было очень здорово и весело.

Но я сейчас о другом. Очаровательная "алкоголическая звезда" (http://alko-star.livejournal.com/profile) подкинула интересную информацию про списки в разное время запрещённых книг.

Это не только всякие "Архипелаги ГУЛАГи" (которые - если б их не запрещали, между нами говоря - никто бы и не читал). Список очень мил.

Ну - то, что в Израиле запрещены Шекспир ("Венецианский купец"), Чарльз Дикенс ("Оливер Твист"), а Гоголь, Достоевский, Гауф и ещё миллион писателей порезаны целыми главами - это понятно.

Но забавно при этом - что по тем же самым причинам эти же самые произведения запрещены и в ряде стран Европы к изучению в ВУЗах и школах как "разжигающие неприязнь и нетерпимость к еврейскому народу" (привет, Оруэлл!).

Но это как бы да - мы к этому если ещё и не привыкли - то странно, что не привыкли.

А вы знаете как забавно получилось с двумя книгами - "Конек-Горбунок" Петра Ершова и "Приключения Гекльберри Финна" Марка Твена?



Их запрещали дважды, но по противоположным причинам.

Книга "Конек-Горбунок" запрещалась несколько раз, как в Царской России, так и в советской. Памятуя о том, что у сказки было несколько изданий, и она быстро расходилась, становясь букинистической редкостью, следует вывод, что это был бестселлер 19 века. Однако это нисколько не мешало гонениям. Цензоры Царской Росси, как и их советские коллеги, пинали Ершова за слишком ироничное изображение "Царя-дурака", место которого занимает другой дурак – простолюдин Иван. Только первые настаивали на том, что "простой люд" не должен видеть Царя-батюшку таким, а вторые на том, что не могли крестьяне и рабочие "на ура" приветствовать "Царя-дурака". Такая вот метаморфоза…

"Приключения Гекльберри Финна" первый раз были запрещены в США, штаты Массачусетс и Колорадо (1895-1905). Несколько публичных библиотек запретили книгу, заявив, что "это мусор, пригодный только для трущоб". Традиционную мораль оскорбил жаргонный язык Джима и Гека, а также их дурные манеры: "Гек не "испытывает зуд", а "чешется" и говорит "пот" вместо "испарина" и т.д.!"

В 1930 году сотрудниками советской таможни она также была изъята, но уже вместе с "Приключениями Тома Сойера". Причина неизвестна.

В США, впрочем, скандал после первого запрещения затих на 50 лет, поскольку роман стал хрестоматийной классикой американской литературы, но вот уже в наше время (аллилуйя!) его назвали "откровенно расисткой, унижающей чернокожее население" и тоже изъяли из ряда библиотек. Цитирую: "Маленький Гек не только нисколько не уступает взрослому чернокожему Джиму, но и во многом превосходит его в находчивости".

Словом, к чему я веду. Запрещение книг - и глупость и бред. Особенно в наше время - когда и так никто не читает, а у нас ещё по суду в месяц в среднем запрещается по пять книг! Поводы порой не менее дикие - чем в указанных выше случаях.

А вот жечь книги - это классно! Вы бы что с бОльшим удовольствием сожгли? Я могу рассказать - кого с бОльшим удовольствием жгу я. Льва Толстого. Я и вообще его недолюбливаю, да и не могу ему простить убийство Пети Ростова (из-за чего в детстве я чуть заикаться не стал от расстройства).

Ленина, Маркса и Энгельса я жгу на даче просто потому - что их у меня слишком много, и хоть на даче для книг место ещё есть, но всё-равно они занимают его слишком много. ПСС Ленина довоенного издания я берегу - всё ж раритет, а вот "синее" постепенно сжигаю и без всяки "показных кострищ" - когда нет газет для растопки камина. То же и с Марксом.

Пожалуй - недурственно было бы сжечь для остроты ощущений ещё и "Божественную комедию", да даже пожалуй и "Фауста" - ибо это хоть и гениальные творения, которые жалко, но всё-таки их больше, если говорить честно - не читают - а изучают. Но у меня просто нет лишних томов - поэтому жечь не буду.

А вот сжечь каких-нибудь Дашкову, Лимонова, Устинову и т.д. я не могу просто потому - что мне это не интересно. Нет тут в этом пафоса, так скажем. Жечь нужно что-то значительное, а не то - что читать не интересно - это как-то убого выглядит. Всё-равно что бомжа обидеть - ну разве можно?! Если занимает место - то лучше просто выбросить, а ещё лучше не тащить вообще всякую гадость в дом. Да я и не тащу.

Словом - у меня подход тут как у Мисимы (вы читали "Золотой храм"?) - если жечь - так что-то красивое.

Аааа! Кстати! Вот и цитату на эту же тему из "Трёх мушкетёров" вспомнил (это момент - когда Арамис с двумя священниками спорит):

******************************************

- Как вы докажете, - прервал его иезуит, - что должно сожалеть о мире, когда приносишь себя в жертву Господу? Выслушайте такую дилемму: Бог есть Бог, а мир есть дьявол. Сожалеть о мире - значит сожалеть о дьяволе; таково мое заключение.

- А также и мое, - сказал кюре.

- Помилосердствуйте! - опять заговорил Арамис.

- Desideras diabolum (Сожалеешь о дьяволе (лат.)) несчастный! - вскричал иезуит.

- Он сожалеет о дьяволе! О мой юный друг, не сожалейте о дьяволе, умоляю вас об этом! - простонал кюре.

Д'Артаньян чувствовал, что тупеет; ему казалось, что он находится в доме для умалишенных и что сейчас он тоже сойдет с ума, как уже сошли те, которые находились перед ним. Но он вынужден был молчать, так как совершенно не понимал, о чем идет речь.

- Однако выслушайте же меня, - сказал Арамис вежливо, но уже с легким оттенком раздражения. - Я не говорю, что сожалею. Нет, я никогда не произнесу этих слов, ибо они не соответствуют духу истинной веры…

Иезуит возвел руки к небу, и кюре сделал то же.

- Но согласитесь, по крайней мере, что не подобает приносить в жертву Господу то, чем вы окончательно пресытились. Скажите, д'Артаньян, разве я не прав?

- Разумеется, правы, черт побери! - вскричал д'Артаньян.

Кюре и иезуит подскочили на стульях.

- Вот моя отправная точка - это силлогизм: мир не лишен прелести; я покидаю мир - следовательно, приношу жертву; в Писании же положительно сказано: "Принесите жертву Господу".

- Это верно, - сказали противники.

- И потом… - продолжал Арамис, пощипывая ухо, чтобы оно покраснело, как прежде поднимал руки, чтобы они побелели, - и потом, я написал рондо на эту тему. Я показал его в прошлом году господину Вуатюру, и этот великий человек наговорил мне множество похвал.

- Рондо! - презрительно произнес иезуит.

- Рондо! - машинально повторил кюре.

- Прочитайте, прочитайте нам его! - вскричал д'Артаньян. - Это немного развлечет нас.

- Нет, ведь оно религиозного содержания, - ответил Арамис, - это богословие в стихах.

- Что за дьявольщина! - сказал д'Артаньян.

- Вот оно, - сказал Арамис с видом самым скромным, не лишенным, однако, легкого оттенка лицемерия.




Ты, что скорбишь, оплакивая грезы,

И что влачишь безрадостный удел,

Твоей тоске положится предел,

Когда Творцу свои отдашь ты слезы,

Ты, что скорбишь.

**************************************************

Короче - а вы бы что сожгли?
Subscribe

  • Парадоксы Русской истории

    Впрочем, парадоксы это только с точки зрения формальной логики, с точки зрения психологии тут всё допустимо - дети самовыражаются на родителях. 1.…

  • Опрос

    Есть вечное деление на тему «вы больше любите кошек или собак, кофе или чай, Толстого или Достоевского» и т.д. Ахматова ещё предлагала вариант…

  • О памятнике Дзержинскому

    Кстати, сейчас пришёл к очень интересному выводу. Вот с чем, собственно, у вас именно в художественном смысле ассоциируется эта скульптура работы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 82 comments

  • Парадоксы Русской истории

    Впрочем, парадоксы это только с точки зрения формальной логики, с точки зрения психологии тут всё допустимо - дети самовыражаются на родителях. 1.…

  • Опрос

    Есть вечное деление на тему «вы больше любите кошек или собак, кофе или чай, Толстого или Достоевского» и т.д. Ахматова ещё предлагала вариант…

  • О памятнике Дзержинскому

    Кстати, сейчас пришёл к очень интересному выводу. Вот с чем, собственно, у вас именно в художественном смысле ассоциируется эта скульптура работы…