Сидел я тут сегодня за бутылочкой со своим старым другом. Старым - во всех смыслах. Многие его знаю - это Леонид Борисович Гуревич. Ему уже 78, а дружим мы с ним лет 12-ть.
Было у нас с ним в разное время какое-то политическое сотрудничество, но вообще я его просто нежно по-товарищески, по-дружески люблю, не говоря уж о том, что я стал недавно его крестным отцом. Словом - просто люблю с ним посидеть и поболтать. На политические и на исторические темы. Никакой (даже близко) схожести во взглядах у нас с ним нет. Сам он из крайне интересной революционной семьи. Дед его был замом Ежова (т.е. не зам, а начальник какого-то Управления НКВД), не расстрелян, т.к. его жена где-то там сидела с Молотовым - и попросила за него (что забавно - по другой линии его дед - был архимандридом в Екатеринославле). Прадед - Исаак Израилевич - из видных революционеров - но по линии Богданова. Если кто не знает - меньшивики жили в Женеве, "ленинцы" - в Цюрихе, "богдановцы" - в Лозанне ("богдановцы" - и самые левые, с одной стороны, и самые "мистические" - хоть Л.Б. это и отрицает). В 17-м вся их семья ехала в поезде в Россию вместе с Лениным (и привезла пианино, которое я у Л.Б. недавно сломанное купил). Словом - идеологически я для Леонида Борисовича - враг, империалист, сталинист, "курляндский дворянчик", "контра" и т.п., а он - истинный марксист. Для меня же Л.Б. - просто милый старик и друг.
Так вот. У Л.Б. дома хранится масса всякого архивного материала. Сначала я думал - что он преувеличивает - сколько я у него ни бывал - он мне показывал только всякую ерунду - типа всяких изданий 20-х, да стеннограммы пленумов-съездов, которые и так давно не тайна, а были запрещены к хождению только в советские годы. Недавно обнаружил - что это не так. Но я не об этом хочу сказать. Сегодня мы рассматривали фото-архив - и я обнаружил фотографию Ленина и Муссолини - играющих в шахматы на Капри. Сюжет довольно известный (но не всем). Так я к чему. У нас разгорелся на эту тему разговор.
(!) Я знаю, что меня некоторые, в том числе - кто читает мой ЖЖ обвиняю в излишних симпатиях к Муссолини. Поверьте - излишних нет. Да и, строго говоря - у меня вообще к нему только исторический интерес, а не симпатия. Не могу я симпатизировать человеку, чья страна под его руководством воевала с моей страной. Так вот.
Я не хотел бы именно в данном посте об этом много писать. Только небольшие детали - а потом хотел бы вам всем задать несколько вопросов. Известно, что на первом конгр. Коминтерна Ленин спрашивал Балабанову (публично) : "Куда вы дели Муссолини?!" в том значении, что они зря его исключили из партии. Балабанова отвечала, что иначе они не могли, т.к. он поддержал войну - в пику позиции партии. Ну и есть еще масса примеров того, как близки были все "левые" начала века (я про Ленина, Муссолини и т.д.).
Вопрос. Как вы считаете - Муссолини пошел на союз с Гитлером потому, что не мог общаться со Сталиным, т.к. для старого и видного социалиста Муссолини Сталин был просто неизвестным выскочкой (версия Л.Б)?
По геополитическим причинам?
По идеологическим причинам?
По рациональным причинам?
Просто так получилось (моя версия)?
Прежде, чем отвечать - вспомните все, что вы знаете по этому вопросу. А именно:
а) позицию Муссолини в период Первой Мировой;
б) на кого больше Муссолини похож (не внешне) - на Сталина - или на Гитлера;
в) геополитические интересы Италии (Франция-Германия-Австро-Венгрия-Африка)
г) влияние Англии;
д) несхожесть подходов к разным вопросам с Гитлером;
е) и т.д.
Я считаю, что из пяти вариантов ответа интереснее первый и пятый.