Top.Mail.Ru
? ?
Эрик Лобах [entries|archive|friends|userinfo]
Эрик Лобах

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Семейные ценности (не про политику) [Aug. 22nd, 2007|12:32 am]
Эрик Лобах
Давно хотел написать на одну такую лытдыбырную тему. Рассказать в этом контексте о своей ситуации и спросить вас о том (ужасно я люблю такие вещи слушать) - есть ли что-то подобное у других?

Я о семейных реликвиях. Вообще говоря - мне кажется - что ценнее этих вещей (если говорить именно про "вещи") ничего в жизни нет. Ни у кого. В каждой семье есть что-нибудь такое. Я говорю даже не про старые фотоальбомы (это само-собой!) и не про ордена деда, драгоценности прабабушки и т.п. Такое - вероятно - есть почти у всех.

Я говорю про вещи совершенно особенные - и не обязательно имеющие формальную ценность. Вот вам мой случай.

Моя бабушка (покойная) обожала писателя С.Т.Аксакова. Надо сказать, что я Аксакова не просто очень люблю, а почти боготворю. И помню почти все его произведения наизусть, т.к. зачитал его книги "до дыр". Т.е. у нас это семейное. Так вот. Есть у него в "Детских годах Багрова-внука" такой момент:

"Выздоровление мое считалось чудом по признанию самих докторов. Мать приписывала его, во-первых, бесконечному милосердию Божию, а, во-вторых, лечебнику Бухана. Бухан получил титло моего спасителя, и мать приучила меня в детстве молиться Богу за упокой его души при утренней и вечерней молитве. Впоследствии она где-то достала гравированный портрет Бухана, и четыре стиха, напечатанные под его портретом на французском языке, были кем-то переведены русскими стихами, написаны красиво на бумажке и наклеены сверх французских. Все это, к сожалению, давно исчезло без следа."

Представте себе. Бабушка моя имела в своем собрании автограф Аксакова (а еще Цветаевой и Алексея Толстого), но не это главное. Как-то в период Войны - как она рассказывала - она случайно в Уфе в больнице увидела старую гравюру Бухана. Что эта вещь делала в советской больнице мне, кстати - совершенно не ясно. Сам этот Бухан с медицинской точки зрения - совершенно заурядный тип. Да и все советы по лечению Аксакова заключались в употреблении старого рейнвейна и белого пшеничного хлеба (это следует из книги). Вопрос в другом. (!) Под данной гравюрой напечатаны четыре стиха на французском, А ПОВЕРХ НИХ НАКЛЕЕН РУССКИЙ ИХ ПЕРЕВОД (хоть его и еле видно теперь).

Бабушка моя (также помня "Детские годы" почти наизусть), увидев гравюру - выпросила ее себе. Ее ей легко отдали, т.к. никто не придавал этой картинке какой-либо ценности, тем более в период войны. Да и, в общем - она и так не имеет никакой ценности. Просто моя бабушка думала (и я так думаю сейчас), что очень вероятно, что именно эта гравюра была в доме у Аксаковых и она же описана в книге. Полностью совпадает описание, да и жили Аксаковы близко с Уфой. Уж какова была судьба этого портрета до попадания в больницу - история умалчивает.

И вот эта вещь теперь хранится у нас. Такая вот получилась "реликвия в реликвии". Когда-то это было дорого Аксаковым. Аксаков дорог был моей бабушке (и мне - как я говорил), а гравюра эта - когда я на нее смотрю - постоянно заставляет меня вспомнить мою любимую бабушку, ее увлечения, а вместе с этим вызывает желание вновь перечесть любимые страницы. И как-то становится теплее.
linkReply