Эрик Лобах (eriklobakh) wrote,
Эрик Лобах
eriklobakh

Categories:

Живопись. Секрет одного Гения

Тут вспомнилось, что с недели три назад Марат Гельман в своем журнале, говоря о пяти современных и самых известных российских художниках, высказал мнение, что все они ужасны, но вот Илья Глазунов из них истый талант, просто это "реакция на жизнь современного искусства" такая.

Оставим на совести галлериста Гельмана его культурологические высказывания. Лично меня не интересует его взгляд на искусство. Но кое в чем я с ним согласен. Илья Глазунов действительно выделяется среди кучки раскрученных "живописцев" блестящим и тончайшим знанием социальной психологии. После того, как я раскусил один из его "художественных" приемов - я в него прям-таки влюбился (раньше я просто фыркал - когда видел его полотнища, но считал его своим единомышленником по политической части). Так вот. По порядку.

Повторять, говорить, что Шилов, Андрияка, Сафронов, Глазунов и Церетелли как художники полные нули (и даже иногда уходят ниже нуля, т.к. часть их творений портит пейзажи городов, а художественная фантазия одного из них - напрочь и окончательно испортила интерьеры Кремля, превратив его в дом купца второй гильдии) не стоит - т.к. все и так об этом знают, а говорить об этом вновь и вновь - означает банальничать.

Но ведь никто не спорит, что все они - блестящие бизнесмены. Давайте отметим особенности коммерческого стиля всех пятерых. Именно особенности коммерческого стиля, а не какие-то субъективные моменты.

Андрияка ничего хитрого особо не выдумал. Его продукцию можно измерять даже не в квадратных метрах, а в тоннах. Все это дело он продает за большие суммы Правительству Москвы, отдавая соответствующим чиновникам в этом самом правительстве 90% отката. Этим и живет. Какие там музеи потом из этого создаются, куда его продукция девается, что о нем думат зрители - его не интересует. Просто много рекламы и большие откаты чиновникам. Это очень простой путь.


С Сафроновым интереснее, но тоже просто. "Творить" он в "своем" стиле начал в те годы, когда альбомы с репродукциями С.Дали еще не были широко распространены (он был "не рекомендованным художником") и многие не могли обвинить Никаса в примитивном плагиате, лишенном вкуса. Тогда он жил этим. А с рапространением знаний народа о Дали - Сафронов перешел к другой тактике своего рекламирования - он просто стал завсегдатаем всех тусовок, ходит по всем тел. передачам, отрастил модную прическу и в тел. камеру делает свое лицо "одухотворенным" и загадочным. Словом - берет активностью.

С Шиловым все понятно. Он вообще не художник. Слащавый вульгарный тип - он дитя века. Кто еще может быть официальным портретистом в период торжества буржуазии? У него все удобно - все - от Патриарха, Президента и т.д. - до директоров заводов и даже отупевших мелких лавочников считают необходимым заказать у него свой портрет, сам он давно уже ничего не делает, рисуют его подмастерьи, он просто ставит подпись. Он просто "лэйбл" - и нечего его обсуждать.

С Церетелли иначе. Не говоря уж о том, что мне действительно нравится, как он рисует цветы - необходимо все время говорить о том, что этот художник честен. Он ведь и не скрывает, что просто осваиват средства (Лужковские, бюджетные, какие угодно!). Нужно освоит миллион - "освоим!", миллиард - "пожалуйста!". Нужно статуй двадцать на сто рублей - "тоже можно, сделаем из гипса". Хочу статУю в сто метров - "нате, возмите". Словом - просто крепкий хозяйственник. Что он как всякий грузин имеет склонность к гигантомании и фалосообразным фигурам - закроем глаза на эту мелочь! В любом случ. - в Москве он преимущественно руководствуется не своим вкусом, а вкусом Лужкова.

ГЛАЗУНОВ. Коммерческая хватка у Ильи Сергеевича отменная. И патриотическую нишу забил (в ее лубочном варианте) и с Лужковым договорился, и Кремль на свой вкус разукрасил. И с хитрицой старик. Продал недавно Управлению делами Президента РФ одну из своих картин (где сотня рож, названия не помню - типа "Мистерия ХХ-века" или что-то такое) и права на публикацию ее изображений. Потом решил таки с нее календари делать. Ему сказали, что прав у него на это больше нет. Так что же он? Нарисовал эту же картину заново, добавил еще два ряда портретов, назвал это как-то по другому (типа "загадки ХХ-го века") - и стал публиковать. Но все это мелочи. Следует признать - что Глазунов действительно популярен в народе, а не просто раскручен, на его выставки очередь, альбомы раскупают и т.д. В чем же секрет? Я раскрыл его - и хочу поделиться открытием с вами, друзья мои.

Секрет именно в рожах. Точнее - в их количестве. Всем известно, что люди не сильно образованные обожают разгадывать кросворды. Т.е. их все иногда любят поотгадывать, но для указанной категории граждан это превратилось в своего рода спорт. Никогда ничему не учившимся базарным торговкам и пр. (я не хочу их обидеть, я просто констатирую), разбогатевшим, повставлявшим золотые зубы и пр. приятно осозновать, что они - на самом деле очень умны, т.к. знают столицу Замбии, латинское наименование баклажанов и все спутники Юпитера или Сатурна. Они думают, что это и есть знания и мудрость. И любят этим хвастаться. Так вот. Выставки Глазунова. Гениальный Илья Сергеевич! Не умея рисовать, совершенно не имея никакого вкуса, не понимая живопись и ничего особенно о ней не зная, Вы, Великий Мастер - открыли главное - вы нашли любовь зрителя. Казалась бы - что может быть проще - просто сотня морд на огромном куске холста. Но все гениальное, как известно - просто. У картины с мордами - всегда толпа народа. Никокого не интересует мысль, композиция, цвет, свет и проч. художественные изыски. Толпа торговок семечками не может оторвать глаз от полотна, показывая рукой своим спутникам : "Вот это Радищев. А вот это Нахимов. А вон то - композитор Глинка." А можно еще спорить: "Это Троцкий." - "Нет, это Свердлов!" - "Нет, Троцкий!!!".

Великий Творец! Илья Сергеевич! Ваша идея рисовать кроссворды - гениальна! Вы, разумеется - превзошли всю эту тошнотворную шатью-братью из галлерей Гельмана и т.д. с их курами, гадящими на Толстого и т.п. Вопрос даже не в этом. Вы не просто живописец. Вы вписали навую главу (или главку) в область социальной психологии.
Subscribe

  • Три важных вопроса про грибы

    Один из моих однокурсников давно, ещё в самом начале 2000-х, работал во Франции в сфере бизнеса (закончил МЭО в МГИМО), натурализовался, познакомился…

  • Год глупой серой мыши

    Наверное что-то сбилось на небосводе, как-то повернулась небесная ось, а в Китае этого и не заметили, - и сейчас вовсе не год "золотого быка", а год…

  • Ищите женщину!

    Кстати! А когда вы говорили или слышали фразу про «кто так обзывается - тот так называется!»? У нас она использовалась, конечно (не мною, на мой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments

  • Три важных вопроса про грибы

    Один из моих однокурсников давно, ещё в самом начале 2000-х, работал во Франции в сфере бизнеса (закончил МЭО в МГИМО), натурализовался, познакомился…

  • Год глупой серой мыши

    Наверное что-то сбилось на небосводе, как-то повернулась небесная ось, а в Китае этого и не заметили, - и сейчас вовсе не год "золотого быка", а год…

  • Ищите женщину!

    Кстати! А когда вы говорили или слышали фразу про «кто так обзывается - тот так называется!»? У нас она использовалась, конечно (не мною, на мой…