Оставим на совести галлериста Гельмана его культурологические высказывания. Лично меня не интересует его взгляд на искусство. Но кое в чем я с ним согласен. Илья Глазунов действительно выделяется среди кучки раскрученных "живописцев" блестящим и тончайшим знанием социальной психологии. После того, как я раскусил один из его "художественных" приемов - я в него прям-таки влюбился (раньше я просто фыркал - когда видел его полотнища, но считал его своим единомышленником по политической части). Так вот. По порядку.
Повторять, говорить, что Шилов, Андрияка, Сафронов, Глазунов и Церетелли как художники полные нули (и даже иногда уходят ниже нуля, т.к. часть их творений портит пейзажи городов, а художественная фантазия одного из них - напрочь и окончательно испортила интерьеры Кремля, превратив его в дом купца второй гильдии) не стоит - т.к. все и так об этом знают, а говорить об этом вновь и вновь - означает банальничать.
Но ведь никто не спорит, что все они - блестящие бизнесмены. Давайте отметим особенности коммерческого стиля всех пятерых. Именно особенности коммерческого стиля, а не какие-то субъективные моменты.
Андрияка ничего хитрого особо не выдумал. Его продукцию можно измерять даже не в квадратных метрах, а в тоннах. Все это дело он продает за большие суммы Правительству Москвы, отдавая соответствующим чиновникам в этом самом правительстве 90% отката. Этим и живет. Какие там музеи потом из этого создаются, куда его продукция девается, что о нем думат зрители - его не интересует. Просто много рекламы и большие откаты чиновникам. Это очень простой путь.
С Сафроновым интереснее, но тоже просто. "Творить" он в "своем" стиле начал в те годы, когда альбомы с репродукциями С.Дали еще не были широко распространены (он был "не рекомендованным художником") и многие не могли обвинить Никаса в примитивном плагиате, лишенном вкуса. Тогда он жил этим. А с рапространением знаний народа о Дали - Сафронов перешел к другой тактике своего рекламирования - он просто стал завсегдатаем всех тусовок, ходит по всем тел. передачам, отрастил модную прическу и в тел. камеру делает свое лицо "одухотворенным" и загадочным. Словом - берет активностью.
С Шиловым все понятно. Он вообще не художник. Слащавый вульгарный тип - он дитя века. Кто еще может быть официальным портретистом в период торжества буржуазии? У него все удобно - все - от Патриарха, Президента и т.д. - до директоров заводов и даже отупевших мелких лавочников считают необходимым заказать у него свой портрет, сам он давно уже ничего не делает, рисуют его подмастерьи, он просто ставит подпись. Он просто "лэйбл" - и нечего его обсуждать.
С Церетелли иначе. Не говоря уж о том, что мне действительно нравится, как он рисует цветы - необходимо все время говорить о том, что этот художник честен. Он ведь и не скрывает, что просто осваиват средства (Лужковские, бюджетные, какие угодно!). Нужно освоит миллион - "освоим!", миллиард - "пожалуйста!". Нужно статуй двадцать на сто рублей - "тоже можно, сделаем из гипса". Хочу статУю в сто метров - "нате, возмите". Словом - просто крепкий хозяйственник. Что он как всякий грузин имеет склонность к гигантомании и фалосообразным фигурам - закроем глаза на эту мелочь! В любом случ. - в Москве он преимущественно руководствуется не своим вкусом, а вкусом Лужкова.
ГЛАЗУНОВ. Коммерческая хватка у Ильи Сергеевича отменная. И патриотическую нишу забил (в ее лубочном варианте) и с Лужковым договорился, и Кремль на свой вкус разукрасил. И с хитрицой старик. Продал недавно Управлению делами Президента РФ одну из своих картин (где сотня рож, названия не помню - типа "Мистерия ХХ-века" или что-то такое) и права на публикацию ее изображений. Потом решил таки с нее календари делать. Ему сказали, что прав у него на это больше нет. Так что же он? Нарисовал эту же картину заново, добавил еще два ряда портретов, назвал это как-то по другому (типа "загадки ХХ-го века") - и стал публиковать. Но все это мелочи. Следует признать - что Глазунов действительно популярен в народе, а не просто раскручен, на его выставки очередь, альбомы раскупают и т.д. В чем же секрет? Я раскрыл его - и хочу поделиться открытием с вами, друзья мои.
Секрет именно в рожах. Точнее - в их количестве. Всем известно, что люди не сильно образованные обожают разгадывать кросворды. Т.е. их все иногда любят поотгадывать, но для указанной категории граждан это превратилось в своего рода спорт. Никогда ничему не учившимся базарным торговкам и пр. (я не хочу их обидеть, я просто констатирую), разбогатевшим, повставлявшим золотые зубы и пр. приятно осозновать, что они - на самом деле очень умны, т.к. знают столицу Замбии, латинское наименование баклажанов и все спутники Юпитера или Сатурна. Они думают, что это и есть знания и мудрость. И любят этим хвастаться. Так вот. Выставки Глазунова. Гениальный Илья Сергеевич! Не умея рисовать, совершенно не имея никакого вкуса, не понимая живопись и ничего особенно о ней не зная, Вы, Великий Мастер - открыли главное - вы нашли любовь зрителя. Казалась бы - что может быть проще - просто сотня морд на огромном куске холста. Но все гениальное, как известно - просто. У картины с мордами - всегда толпа народа. Никокого не интересует мысль, композиция, цвет, свет и проч. художественные изыски. Толпа торговок семечками не может оторвать глаз от полотна, показывая рукой своим спутникам : "Вот это Радищев. А вот это Нахимов. А вон то - композитор Глинка." А можно еще спорить: "Это Троцкий." - "Нет, это Свердлов!" - "Нет, Троцкий!!!".
Великий Творец! Илья Сергеевич! Ваша идея рисовать кроссворды - гениальна! Вы, разумеется - превзошли всю эту тошнотворную шатью-братью из галлерей Гельмана и т.д. с их курами, гадящими на Толстого и т.п. Вопрос даже не в этом. Вы не просто живописец. Вы вписали навую главу (или главку) в область социальной психологии.